Традиция татуировки охотников за головами народа Нага

Группа горных народов Нага населяет северо-восточные штаты Индии. Также представители этой народности встречаются на северо-западе Мьянма. Несмотря на свой внешний вид, который напоминает некультурных дикарей, социальная организация в общинах Нага является тем, что сейчас называется словом демократия. Титул вождя не может передаваться по наследству, он выбирается, как самый достойный, опытный и мудрый представитель племени. Принципиально отсутствует дискриминация соплеменников по какому либо признаку.

Частью культуры Нага является, увы исчезающая, традиция украшать себя орнаментальными татуировками, которые иногда несут в себе определённый смысл. Нельзя сказать, что Нага – это воинственный народ, но в междоусобных войнах они практиковали охоту за головами. А ещё, Нага с древности варят и пьют своё собственное рисовое пиво.

индия, мьянма, охотники за головами, татуировка

Ещё в колледже индийский татуировщик, который сейчас носит имя Мо Нага (Mo Naga) заболел искусством татуировки и решил сделать это направление своим основным видом деятельности. Он уже больше десяти лет посвятил изучению уходящей традиций татуировки народности Нага. Надо сказать, что его настоящее имя – Moranngam Khaling. Дабы выразить преданность делу, которому Мо Нага посвятил свою жизнь, он взял себе новую, соответствующую его занятиям фамилию.

Своё погружение в мир татуировки Мо Нага начал с изучения орнаментов, которыми украшается традиционная текстильная одежда Нага. Это был курсовой проект молодого студента. «Данное занятие поглотило меня один раз и на всю жизнь. Во мне что-то навсегда изменилось. Удивительно, но мы очень мало знаем о традициях, живущих по соседству народностях» – рассказывает о себе исследователь-татуировщик.

индия, мьянма, охотники за головами, татуировка

Традиция делать мужчинам татуировки на лице связана с прошлым народа Нага, где находили место кровопролитные набеги на соседние деревни. Если после сражения воин приносил в свою деревню головы врагов, то в соответствии с их количеством ему на лице делали специальные отметены – татуировки. Благодаря таким своеобразным медалям было видно сразу – кто в деревне самый свирепый и искусный воин. В каждой деревне практиковалась своя разновидность орнаментов и, следовательно, было очень легко определить, к какому племени принадлежит носитель той или иной татуировки.

индия, мьянма, охотники за головами, татуировка

Всё изменилось, когда в края, которые издревле населяли люди Нага, пришли христианские миссионеры. По их мнению, религия Христа не могла иметь ничего общего с татуировкой и практикой охоты за головами. В результате, сейчас мы имеем ситуацию, что практически некому рассказывать об истинных культурных ценностях этого народа – носителей древних традиций почти не осталось. Лишь песни и предания напоминают об ушедших красивых обычаях, а встреть живого носителя татуировок – и вовсе практически не возможно.

индия, мьянма, охотники за головами, татуировка

Проработав достаточное время электрическим оборудованием и современными красящими пигментами, Мо Нага сменил это всё на шип растения, бамбуковую палочку и краску, сделанную из смеси сока деревьев и фруктов. А его тату-студией стала простенькая хижина далеко в горах индийского штата Манипур. Клиентами Мо Нага теперь являются те, кто отрезал головы своим врагам и приносил их домой, в качестве доказательство своей доблести.

индия, мьянма, охотники за головами, татуировка

Путешествия по отдалённым от цивилизации районам и научные исследования – дело, требующее немалых финансовых вливаний. Ведь не только наём проводников и транспортные расходы требуют денег, но и услуги переводчиков – «Иногда приходилось работать одновременно с тремя переводчиками, что бы понять что говорят люди, так как в каждой деревне не только свой орнамент, но и свой собственный диалект».

индия, мьянма, охотники за головами, татуировка

Всё, что Мо Нага зарабатывает, как коммерческий татуировщик в городе, идёт на изучение умирающих традиций народа Нага. По словам самого исследователя-татуировщика, это стало его жизненным смыслом – сохранить частичку культуры народа Нага. Он надеется, что в будущем, к возглавляемой им небольшой группе энтузиастов, будут присоединяться всё большее и большее количество тех, кто разделяет его идеи. А также наконец найдутся меценаты, которые пожелают потратить некоторое количество денег на то, что бы традиции народа Нага продолжали жить и дальше.


Добавить комментарий