Авторское право и татуировка

Среди многих любителей татуировки существует устойчивое мнение, что выложенный в интернет рисунок каким-то магическим образом становится свободным для любого вида его использования. Скачать понравившуюся картинку из интернета, а затем воспроизвести ее на коже заказчика считается нормальным. Никто не задумывается о том, что любое изображение является объектом интеллектуальной собственности и находится под защитой закона об авторском праве. Любым изображением владеет исключительно тот, кто его создал, и любые виды его использования без разрешения автора являются незаконными!

авторское право, закон об авторском праве, татуировка

Разобраться в этом вопросе нам поможет Павел Катков – руководитель компании Катков и Партнеры. Это ведущая юридическая компания на российском рынке, которая специализируется на правовых вопросах интеллектуальной собственности, интернет-праве, информационных технологиях и медиа-бизнесе.

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Интеллектуальное право – это очень сложная область юридической работы. Поэтому заранее прошу простить, если местами я в своих комментариях буду упрощать материал. Ведь в данном конкретном случае наша задача – не создать глубокий научный труд, а разобраться в вопросе и дать разъяснения, которые были бы понятны и не юристу».

Что регулирует вопросы авторского права в России

В России все вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, регулирует 4-я часть Гражданского Кодекса Российской Федерации. Гражданский Кодекс — это законодательный акт, который имеет статус Федерального Закона. Как и любой другой объект авторского права, эскиз или выполненная на его основе татуировка, находятся под защитой этого закона.

Перечень объектов авторского права приведен в статье 1259. На данный момент в этом перечне отсутствует такое понятие, как «татуировка». Однако, ссылаясь на выдержку из данной статьи, которая гласит «Объектами авторских прав являются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства», можно сделать вывод, что татуировка является тем самым «другим видом» изобразительного искусства. Перечень объектов авторского права не является окончательным. Очевидно, что невозможно перечислить все формы искусства, которые только существуют, тем более что с течением времени этих форм становится все больше и больше.

Несанкционированное использование чужого эскиза

Рассмотрим с точки зрения действующего закона об авторском праве наиболее часто встречающуюся ситуацию в мире татуировки: тату-мастер взял понравившийся ему эскиз (произведение), автором которого он не является, и воспроизвел его на коже клиента. Если художник, в нашем случае тату-мастер, копирует чужой эскиз, то речь идет о таком понятии, как «использование произведения» — татуировщик использует чужой результат интеллектуальной деятельности в своих личных целях. А суть любого закона об авторском праве сводится к следующему — только согласие автора или правообладателя дает возможность использовать результат его интеллектуальной деятельности, если таковое согласие не получено, то имеет место быть нарушение закона!

Влияние коммерческой выгоды на квалификацию деяния

Является заблуждением, когда мастер татуировки наносит чужой эскиз на кожу клиента и не считает нужным получать разрешение от правообладателя на том основании, что он не получает прямую коммерческую выгоду от этой работы. Действительно, иногда татуировки делаются бесплатно, но все мы знаем, что в большинстве своем, татуировка является именно платной услугой. В любом случае: берет ли татуировщик деньги за свою работу или нет, речь идет о несанкционированном использовании произведения, а стало быть, и о факте нарушения закона.

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Закон не делает различий, получил ли мастер деньги за свою работу или нет. Статья 1270 ГК РФ делает прямую оговорку, что использованием считаются все способы, перечисленные в ней, независимо от получения дохода. Использование чужого дизайна для татуировки охватывается данной статьей, и лицо, использующее данный объект без разрешения правообладателя, будет считаться нарушителем независимо от того, имело место получение прибыли или нет».

Наличие или отсутствие дохода от незаконного использования произведения никак не влияет на квалификацию данного деяния, но размер этого самого дохода может повлиять на оценку судом степени тяжести содеянного. Если правообладатель захочет взыскать компенсацию, то он обязательно укажет, что деятельность, нарушившей закон стороны, была коммерческой. И если правообладатель сможет доказать получение ответчиком прибыли, то это будет поводом взыскать в судебном порядке компенсацию в значительно большем объеме.

Другое дело, что доказать получение денег мастером и выявить этот значительный объем будет достаточно сложной задачей. Как минимум, комичным начинает выглядеть, необходимое для этого, оперативно-розыскное мероприятие, которое называется «контрольная закупка». Воображение рисует оперативника, который прикинувшись представителем неформальной молодежи, приходит в тату-студию, делает татуировку, мастер берет деньги, а он в этот момент вынимает из кармана полицейские корочки с победным криком «Вот ты и попался!» Но не стоит обольщаться, при наличии необходимых юридических знаний и такую задачу по сбору доказательной базы можно выполнить, причем без нанесения на кожу оперативника татуировок.

Грань между административным и уголовным делом

В данном контексте стоит упомянуть о статье 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение авторских и смежных прав», которая предусматривает уже уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторского права. Для того чтобы судебное дело перестало быть административным и стало уголовным, прибыль ответчика должна превысить всего лишь 100 тысяч рублей. Если суд сочтет состоятельными доказательства того, что сумма полученного ответчиком вознаграждения превысила 100 тысяч рублей, то такая прибыль будет именоваться, как «крупный ущерб, нанесенный автору», а «особо крупным ущербом» будет названа сумма большая, чем 1 миллион рублей. Ответственность по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до шести лет.

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Без квалифицированной правовой и адвокатской поддержки, правообладателю будет очень сложно что либо доказать в суде. И даже если таковая поддержка имеется, правоохранительные органы без особого энтузиазма применяют 146-ю статью УК РФ. Их логика проста — мы занимаемся убийствами, наркотиками, боремся с ОПГ, а тут вы со своими картинками и авторскими правами! Тем не менее, это статья вполне рабочая и по ней с определенной регулярностью возбуждают уголовные дела. Если Вам в тату-студии выбили чек на 100 тысяч и один рубль, сделав татуировку по чужому эскизу, то это будет являться основанием к обращению в правоохранительные органы по вышеуказанному составу».

Творческая переработка произведения

Отдельно стоит отметить еще один момент – очень часто татуировщики, стараясь оправдать использование чужих эскизов в своей работе, заявляют, что они не копируют, а лишь осуществляют «творческую переработку произведения», внося в исходник некоторые собственные изменения. В Гражданском Кодексе Российской Федерации существует статья 1270, которая раскрывает, что именно понимается под термином «использование произведения». В соответствии с данной статьей, одним из видов использования является его «переработка». Соответственно, мы опять вернулись к «использованию», которое может быть осуществлено лишь с согласия автора или правообладателя. Кстати, возвращаясь на несколько абзацев назад к вопросу коммерческого или некоммерческого использования, в этой же статье присутствует фраза «использование произведения не зависит от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или нет». Это распространяется как на переработку, так и на другие случаи использования, включая нанесение рисунка посредством татуировки.

Ответственность носителя контрафактной татуировки

Если с ответственностью татуировщика, в случае когда он изобразил на коже своего клиента контрафактное изображение, более менее все понятно (все сводится к финансовой компенсации ущерба, а в особых случаях к административной или даже уголовной ответственности), как быть с экземпляром данного контрафактного произведения, которое представляет из себя несмываемое изображение на коже живого человека? Что может грозить, если носитель татуировки стал средством в осуществлении преступной деятельности?

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Среди способов защиты интеллектуальной собственности, есть такое понятие, как "уничтожение контрафактного экземпляра". Контрафактные экземпляры дисков, книг, иных товаров по решению суда уничтожают технологическими способами по аналогии, например, с санкционной продукцией. В случае же с контрафактной татуировкой возникает множество вопросов. Ни один суд в мире не вынесет решение принудительно уничтожить контрафактный экземпляр, нанесенный на тело живого человека. Такое решение войдет в конфликт с множеством других законов, которые затрагивают неприкосновенность личности. Теоретически, суд может вынести решение о сведении татуировки, но в этом случае речь пойдет о болезненной процедуре, связанной со здоровьем человека. В подобных случаях будет иметь место очевидное нарушение прав и свобод, которые гарантирует Конституция России и международные договоры».

Хорошо, что в данном вопросе возможности правообладателя, даже самого кровожадного, весьма ограничены. Если продолжать фантазировать, то самое близкое к реальности, что может сделать суд в отношении носителя контрафактной татуировки — это обязать его ограничить демонстрацию этой самой татуировки. Однако есть и другая, прямо противоположная ветвь развития событий.

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Суд может признать носителя такой татуировки пострадавшим. Если потребитель купил контрафактный диск с фильмом и смотрит его, то он не является нарушителем закона. Не существует ответственности за употребление контрафактной продукции. Потребитель не обязан уметь определять является ли продукция контрафактной или нет. В этом случае носитель такой татуировки в глазах суда становится жертвой: татуировщик ввел его в заблуждение и нанес на кожу контрафактное изображение. Ни изъять, ни конфисковать его невозможно. К слову, это создает повод инициировать отдельный иск такому татуировщику».

Защита объектов интеллектуальной собственности

Исходя из общих положений 4-й части Гражданского Кодекса РФ, авторское право не требует для своего подтверждения каких либо формальных действий. Например, в случае регистрации товарного знака, необходимо подавать комплект документов в уполномоченный орган власти (Роспатент). То есть, товарный знак является объектом, который подлежит обязательной государственной регистрации. В случае же с объектом авторского права, никаких подобных действий совершать не нужно! Объекты авторского права получают правовую охрану сразу же после того, как они были созданы и выражены в объективной форме (рукопись, нотная запись, картина на бумаге и тому подобное).

Для защиты интеллектуальной собственности необходима фиксация незаконного ее использования. В случае с татуировкой – это сделать очень просто, ибо злоумышленник лишен возможности уничтожить следы своего деяния. Необходимо зафиксировать факт, что именно этот татуировщик нанес данную татуировку, которая была сделана на основе незаконно используемого эскиза. Увы, но на данный момент, кроме действующего законодательства, не существует реально работающих технологий, которые позволили бы защитить авторскую работу художника от незаконного копирования. Однако существует несколько простых действий, благодаря которым правообладатель может впоследствии легко доказать, что именно он стал первым, кто создал данное произведение и, соответственно, является его автором.

Депонирование объектов авторского права

Существуют организации, которые оказывают услуги «депонирования» объектов авторского права. Слово «депонирование» происходит от английского «deposit», что в данном случае можно перевести, как «вклад» или «взнос». Эти организации предлагают отдавать им на хранение объекты авторского права. При запросе суда в подобную организацию, она может предоставить оригинал произведения, в нашем случае рисунка, с указанием даты его поступления на хранение. В будущем это может стать весьма убедительным аргументом в доказательстве своего авторства.

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Во-первых, такая организация должна вызывать доверие, желательно чтобы она была государственной, или как минимум, близкой к государству. Во-вторых, нужно быть уверенным, что такая организация не прекратит свое существование через пару лет после того, как Вы отдали туда результаты своих интеллектуальных усилий. Ярким примером такого депозитария было РАО (Российское Авторское Общество), но они, насколько я знаю, перестали оказывать подобные услуги. Еще есть РГБ (Российская Государственная Библиотека), они тоже занимаются депонированием объектов авторского права. Скажу честно — рисунки или программы для ЭВМ не являются их профилем с точки зрения основной деятельности, но в принципе, они могут депонировать любые объекты. Существует также НРИС (Национальный Реестр Интеллектуальной Собственности). С точки зрения вида объекта авторского права –это универсальный депозитарий. Если Вы хотите максимально обезопасить себя в этом вопросе, то задепонируйте свое произведение в нескольких таких организациях».

Аналог услуги депонирования может предоставить любой нотариус. Он фиксирует место, а главное время предъявления ему любого документа, хранит его копию и делает запись в журнале с указанием даты. Также, если мы говорим об услугах нотариуса, то вполне может быть достаточным сделать нотариально-заверенную копию Вашего рисунка, на которой будет стоять дата копирования. Работа с нотариусом – это наиболее надежный способ депонирования, ибо закон налагает на него обязанности по сохранению всех документов и записей по результатам своей нотариальных действий.

В эпоху интернета странно было бы предположить, отсутствие подобных сервисов в глобальной сети. Примером такого сервиса является «WayBack Machine», там Вы можете в несколько кликов задепонировать собственные изображения. Также можно упомянуть наиболее примитивный, а стало быть, и самый простой, способ депонирования объекта авторского права, с возможностью подтверждения даты отправки его на хранение: вы можете самому себе отправить электронное письмо, в приложении которого находится, нарисованная Вами картинка. Естественно, что почтовый сервис не должен быть таким, на содержимое которого Вы сможете оказать воздействие. Подойдут повсеместно используемые почтовые службы, такие как Yandex, GMail, Mail.Ru и им подобные. Выкладывание изображения в социальную сеть, в определённом смысле, также можно назвать способом депонирования.

По запросу суда, почтовая служба или социальная сеть смогут предоставить техническую информацию о соответствующем е-мейле или определенном сообщении в Вашей новостной ленте и, в частности, о его дате. Такая информация в глазах суда будет обладать высокой степенью доверия, ибо эти компании будут являться третьими незаинтересованными лицами.

Важным правилом при депонировании изображения, которое Вы осуществляете своими силами при помощи интернета, является правильное его оформление. На оригинале эскиза необходимо поставить знак копирайта, написать полное имя с пометкой «Автор», указать творческий псевдоним, если таковой имеется, расписаться, а главное, нужно отразить текущую дату.

Павел Катков, старший партнер Катков и Партнеры: «Предположим, сидите Вы у себя на даче, рисуете, и вдруг придумали гениальный дизайн! Вы хотите его отправить заказчику, но при этом желаете зафиксировать свое авторство. Может быть, Вы боитесь, что он начнет его использовать, не заплатив Вам гонорара. У вас рядом нет ни нотариуса, ни депозитариев, и вообще, Вы находитесь за пределами России, либо в принципе далеко от цивилизации. Прежде чем отправлять что-то заказчику, подпишите рисунок, сфотографируйте, и отправьте его самому себе посредством нескольких почтовых служб. Едва ли GMail, и Yandex и Yahoo прекратят свое существование одновременно».

Свободное использование объектов авторского права

Для некоторых объектов авторского права существует возможность их использования без разрешения правообладателя. Такими объектами называются объекты, которые перешли в «общественное достояние». Основной причиной того, что то или иное произведение переходит в поле общественного достояния, является срок в 70 лет после смерти его автора. Знайте, что только в 2043 году Вы сможете, не нарушая закон, свободно использовать эскизы олдскульщика всех времен и народов по имени Сейлор Джерри. Именно в этом году исполнится 70 лет с того момента, как от нас ушел этот великий человек. До этого все флеши созданные им когда-либо будут находится под защитой закона об авторском праве и иметь своих законных правообладателей, у которых необходимо получать разрешение на использование.

Вопрос свободного использования объектов авторского права без разрешения и выплаты вознаграждений является более широким, чем приведенный выше пример. Свободное использование может быть применено в информационных, культурных, научных, учебных, личных и других подобных целях. В 4-й части Гражданского Кодекса РФ существует такое понятия, как «цитирование», которое также является обоснованием свободного использования произведений. Необходимо понимать, что концепция «цитирования» имеет противоречие с концепцией «фрагментарного использования», и частичное заимствование элементов чужого дизайна может быть истолковано судом, как «использование произведения» на которое необходимо получать разрешение автора.

Открытая лицензия

У многих современных художников и дизайнеров существует обратное видение того, что мы рассматривали прежде. Они готовы сами предоставить всем желающим право на свободное использование своих произведений. Причем предоставление такого права может осуществляться в рамках определенных условий, которые выставляет сам автор. Юридическим языком это называется «открытая лицензия» или «публичный договор присоединения». Автору нужно лишь опубликовать перечень условий, при выполнении которых, любой желающий сможет использовать его работы. Условия могут быть какими угодно, например: обязательное указание авторства, ограничение территории использования, запрет на переработку, перечисление некоторого вознаграждения автору, или наоборот — объявление о том, что любое использование является безвозмездным. В этом вопросе фантазия автора ничем не ограничена.

Механизм очистки прав

К сожалению, на данный момент татуировщик, который не желает нарушать закон, но при всем при этом хочет использовать в своей работе чужой эскиз, скован условием получения личного разрешения автора или правообладателя. Механизма, так называемой, «очистки прав» для произведений художественного характера не существует! Проведем аналогию с музыкальной деятельностью: для использования музыки в ресторанах, торговых центрах и других публичных местах нужно лишь осуществить платеж в Российское Авторское Общество. При этом нет никакой необходимости разыскивать автора музыки и лично получать у него разрешение. В случае же с объектами рисунка, дизайна и живописи такая методология, увы, отсутствует.

Изготовление татуировки на основе не принадлежащих татуировщику эскизов — ни что иное, как воровство

Очевидно, если тату-художники начнут следовать всему, что было описано выше, то нанесение татуировки в Российской Федерации, да и во всем мире, попросту остановится. Однако не стоит делать девизом своей работы поговорку «Не пойман — не вор!» То, что на сегодняшний день отсутствуют алгоритмы, благодаря которым можно с легкостью призвать к ответу того, кто не по праву использует чужие изображения, не должно являться поводом, который оправдывает незаконное использование результатов чужой работы.

Весь смысл весьма объемного и витиевато-написанного закона об авторском праве сводится к простой библейской истине — «Не укради». Брать чужое отучают еще в раннем детстве, а изготовление татуировки на основе не принадлежащих татуировщику эскизов — это ни что иное, как воровство. Именно об этом и говорит закон, а с законом, как известно, не спорят.

Смотрите также: