«Если бы это не было так больно, я бы сделала себе татуировки по всему телу. Когда девушка хочет быть красивой, то ей надо делать татуировки», – так говорит восьмидесятилетняя бабушка Рокайа из горного района Аурес на севере Алжира. Дело в том, что до носителей древних культур не дошли современные методы нанесения татуировок и в этих горных селениях татуировки делают путём болезненных надрезов и втирания в них печной сажи. Ее, как и многих других, коснулась война за независимость Алжира с французскими колонизаторами, но об этом позже.
Орнаментальные татуировки должны были украшать лицо и руки девушек тех мест исключительно из эстетических соображений. Это был некий перманентный макияж прошлого. Традицией было делать на лбу некий философский символ сочетающий в себе одновременно значение слов местного древнего диалекта – полет и цепь. Бабушке Рокайе сделали первые татуировки, когда ей исполнилось двенадцать лет.
Всю свою жизнь она прожила на ферме недалеко от города Хемора среди бескрайних пшеничных полей и всю жизнь была самой завидной местной девушкой. Сейчас она с сожалением понимает, что древние традиции могут уйти раз и навсегда. Традиции, которым не одна тысяча лет и которые всё это время хранило многочисленное племя Берберов. К коренным жителям этих мест Берберам себя относит и Рокайа.
Она принадлежит к последнему поколению, которому делали традиционные татуировки и было это в тридцатых-сороковых годах двадцатого века. Кстати существование традиционных арабских татуировок подтверждено различными антропологическими изысканиями такими, как экспедиция Винфрида Смитона. Так же о татуировках существует множество упоминаний в доисламской литературе, например у поэта по имени Тарфа Ибн Алабд.
Факт, что татуировка считалась исключительно женским видом украшения. Мужчины тоже делали себе татуировки, но гораздо реже, в основном из магических соображений улучшения здоровья.
Существует ошибочное мнение, что угасание этой традиции связано с тем, что татуировки алжирским девушкам нужны были для того, что бы потерять привлекательность в глазах французских колонизаторов. И так, как угроза со стороны оккупантов отсутствует, то и татуировки перестали быть нужными.
Сейчас древнее искусство угасает в связи с растущим исламским фундаментализмом. Его идеологи истолковывают каран таким образом, что он категорично запрещает делать татуировки.