Последние татуированные бабушки Кобани

Прошлой осенью фотограф Jodi Hilton посетила лагеря беженцев в Турции, на границе с сирийским городом Кобани. Там она столкнулась с женщинами, демонстрирующими  отмирающий вид искусства – украшение лица татуировкой.

татуированные бабушки Кобани

Я работала в турецком приграничном городке, недалеко от сирийского Кобани. Снимала американские бомбардировки и их последствия, приграничные деревни, похороны боевиков. Тогда меня и посетила идея сделать эту серию портретов. Я сделала большинство фотографий в лагере беженцев в Суруче (Suruc). Несколько фотографий были сделаны в лагере, который находится в Иранском Курдистане, это еще одно место, где беженцы из Кобани нашли приют.

Я давно была очарована местными татуировками на лице, носящими название «deq». Я встречала их в Турции среди арабов и курдов, особенно в провинции Урфа (Urfa). Людей с обеих сторон границы  связывают общие язык, родственные и культурные отношения. Вполне понятно, что и традиции татуировки у них могут быть общие.

татуированные бабушки Кобани

Меня интересовали конкретные традиции «deq». Например, почему татуировка на лице встречается в основном у женщин после 60 лет? Когда и почему люди перестали следовать этой традиции? Кроме того, мне хотелось разобраться в линиях и формах, и почему обычно их располагали между губами и подбородком. На мой взгляд, эти татуировки напоминают что-то вроде остатков бороды, но в прошлом это считалось верхом красоты.

Очень трудно найти исторические факты о традиционной курдской «deq». Мы можем, однако, предположить, что татуировки не являются исключительно курдской традицией или традицией именно этой области, они встречаются в разных уголках исламского мира.

Многие женщины говорят, что татуировки им сделали «странники» или «цыганки»,  странствующие тату-мастера вполне могут способствовать распространению этой традиции. Но встречаются и уникальные рисунки, возможно уходящие корнями в доисламское искусство, каким-то образом сохранившееся среди курдского народа.

татуированные бабушки Кобани

Делают татуировки сажей смешанной с женским молоком, иногда добавляя козью или овечью желчь. Рисунок наносят на кожу, а затем делают по нему много маленьких проколов швейной иглой. После этого смесь наносят на рисунок, а когда сходят болячки, на коже остаётся татуировка. Основная масса татуировок делается в возрасте 8-12 лет.

Чаще всего встречается перевёрнутая латинская буква «V». Символы Земли, Луны, Солнца и звёзд, точки и линии обычно делают на руках. И очень редко встречаются анималистические рисунки. Ученый по имени Фетхи Каркецили помог мне разобраться в значениях символов.

Растительные орнаменты, по его мнению, символизируют плодовитость, продолжение и силу рода.

Символ «V» – это знак племенной принадлежности. Размер символа соответствует размеру семьи.

У одной женщины был рисунок газелей-близнецов на подбородке, возможно как намек на обладание красотой и грацией этих животных.

Чаще всего татуировку от губ до подбородка женщины делают для того,  чтобы «сладость выходила из её уст, когда она заговорит».

Татуировка между глаз делается для защиты от «nazar», то есть дурного глаза.

Луна, расположенная рядом с глазом, может означать, что женщина или её семья перешли из езидизма в ислам, но продолжают сохранять некоторые религиозные традиции старой веры.

татуированные бабушки Кобани

Некоторые женщины имеют татуировки в «тайных местах»: на лодыжках, на шее, даже на груди. У одной женщины на груди были нанесены тонкие круговые линии вокруг сосков.

Большинство женщин говорит, что сделали татуировку для красоты. Но многие специалисты рассказывают, что по-настоящему  красивые женщины иногда делают очень крупные татуировки, чтобы скрыть свою красоту, защититься таким образом от дурного глаза.

Некоторые женщины стыдились своих татуировок. Потому что позже они поняли, что татуировка не приветствуется в исламской традиции, или начали казаться себе старомодными по сравнению с другими.

татуированные бабушки Кобани

Но большинство женщин были счастливы поговорить о своих татуировках – предмете, не имеющем отношения к войне, безрадостному существованию беженцев, боли от потери семьи и дома.

Одна женщина с удовольствием поделилась историей о своём муже, которому так нравились её татуировки, что он говорил, что хотел бы целовать все места, где они расположены, включая шею и внутреннюю сторону рук.

Другой женщине очень нравилось, когда её муж рассказывал, о том, как впервые увидел и влюбился в неё. «Её татуировки были просто восхитительными!» – рассказывает уже пожилой мужчина. Он продолжает говорить то же самое спустя пятьдесят лет, сегодня деля со своей женой тесную палатку в лагере беженцев.

татуированные бабушки Кобани

Традиция татуировать лицо «deq» практически перестала поддерживаться  около 50 лет назад.  Если вы встретите женщину с «deq» моложе пятидесяти лет, то рисунок будет самым минималистичным – просто точка на подбородке, между глаз, или на носу.

Почти у всех женщин, с которыми я разговаривала, матери имели татуировки. Но почти никто из их дочерей не продолжил эту традицию. Когда я спросила почему, большинство из них ответили, что это «не современно» и «старомодно».

татуированные бабушки Кобани

Я прихожу к выводу, что возрастание внешнего политического и экономического влияния на общество в сочетании с исламскими религиозными убеждениями, привело к тому, что большинство женщин стало считать такое изменение тела грехом «haram».

Я хотела, чтобы эти фотографии стали историческим документом, хотела увековечить память об этих женщинах и их татуировках. Чтобы после того, как они уйдут, мы бы не забыли о них.

Также моей целью было привлечь внимание к этому уникальному явлению в культуре народа из Кобани, а не только к их статусу беженцев.

Смотрите также: