Когда встречаешь Ольгу Назимову первый раз, невозможно поверить, что эта утонченная особа, вот уже почти двадцать лет каждый год создает (а ведь именно это слово наиболее подходит) культовое событие в жизни отечественных любителей татуировки, а именно – ежегодный Фестиваль Татуировки в городах Москва и Санкт-Петербург.
Так или иначе, но именно Фестиваль Татуировки в Санкт-Петербурге стал той поворотной точкой в развитии российской тату-индустрии XXI века. Именно этому российскому тату-событию, нам всем нужно сказать спасибо за то, что сегодня, по сравнению с началом двухтысячных, мы все меньше и меньше слышим в отношении художественной татуировки такое пренебрежительное слово, как «наколка».
Скажите, пожалуйста, как получилось так, что Вы стали заниматься организацией тату-фестивалей? И что представляла из себя первая тату-конвенция в городе Санкт-Петербург?
Первый тату-фестиваль в Санкт-Петербурге состоялся в культурно-выставочном центре «Евразия», оттуда все и началось. Тогда, в начале двухтысячных, не было такого обилия модных и современных площадок, как сейчас. У нас была компания друзей, которые то и дело твердили: «Как было бы здорово сделать свой собственный фестиваль татуировки!» И вот, однажды мы сидели у меня на кухне за бокальчиком вкусного коньяка, там кстати тогда присутствовал Кирилл Тотай, и было решено: «А давайте сделаем!»
Самое интересное, что только после того, как мы провели свой первый фестиваль в 2002 году в Питере, я узнала – оказывается, на тот момент в Москве уже состоялся тату-фестиваль в 1995 году, который по праву можно назвать «Первым в России». Таким образом, наш фестиваль стал «Первым Ежегодным».
В тот момент мои задачи были минимальными: я распечатывала какие-то бумажки, предоставила компьютер на само мероприятие. Как сейчас помню, мне было сказано: «Сиди рядом с ним и никуда не отходи, чтобы его не сперли!» Мероприятие должен был все три дня вести Фео (вокалист группы «Психея»). Я написала программу фестиваля. Помню, как мучала Джорджа Бардадима вопросами о стилях татуировки, кстати тогда у меня не было ни одной татуировки, все что он говорил под диктовку записывала. И получилось так… Вот я сижу за своим компьютером, жду когда ведущий откроет фестиваль, а ничего не происходит! Наши организаторы разбрелись кто-куда: кто покурить, кто-то за кружкой пива, а народ уже полчаса стоит перед сценой, и ничего… Я решила, что нужно действовать – взяла микрофон и пошла вести фестиваль.
Так весь день у меня и прошел – на сцене. Вечером мы очень сильно ругались, я на всех очень громко орала, уже и Фео к тому времени откуда-то появился. В общем, все было очень весело, по-дружески! Вот такой был первый день тату-фестиваля в 2002 году. В результате ребята сказали: «Ты боец и молодец! Пригласили тебя компьютер посторожить, а ты стала ведущей фестиваля. Берем тебя в команду!». Вот с того момента я и стала частью команды организаторов ежегодного Фестиваля Татуировки в Санкт-Петербурге.
А когда Вы предприняли первые попытки в контексте реализации идеи московского Фестиваля?
Ну вот в 2017 году нам наконец удалось реализовать идею Московского Фестиваля Татуировки, а пытались мы это сделать начиная с 2010 года. Здорово, когда мечты сбываются, пусть даже не сразу, а спустя семь лет, после рождения идеи!
А что было дальше с фестивалем в Питере?
Дальше у Кирилла Тотая, который был одним из главных организаторов всех питерских фестивалей, изменилось мировоззрение. В журнале «Тату Мастер» вышла большая статья, где он объяснил почему бросает заниматься тату-фестивалями. Седьмой Фестиваль Татуировки в Санкт-Петербурге в 2008 году стал последним, который был проведен нашей командой.
Кстати, я эту статью так полностью и не прочитала. Тогда это все настолько возмутило, поразило, разозлило и обидело, что… Даже не знаю что сказать… Это была смесь самых негативных эмоций! Мало того, что человек вот так просто взял и бросил то, чем мы все вместе занимались уже семь лет, так и объявлено об этом было в день моего рождения!
Понятное дело, когда происходит любой разрыв, в результате появляется достаточное количество негатива, но несмотря на это, конфликта никакого не последовало. А что касается изменения мировоззрения… Каждый имеет на это право! Сейчас мы прекрасно общаемся и с Кириллом и с другими ребятами из нашей старой команды.
Каждый из них привнес в фестиваль частичку своей души, энергии. Варвара, кстати, один из немногих участников нашей команды тех времен, которая начинала в роли ведущей на втором фестивале, а в настоящем является режиссером шоу-программ уже двух наших мероприятий: в Москве и Санкт-Петербурге.
И как прошла первая именно Ваша Тату-Конвенция? Извините, разумеется я хотел сказать – Фестиваль Татуировки.
Говорили, что восьмой фестиваль, который состоялся в 2009 году, стал одним из самых ярких, крутых и запоминающихся! Его до сих пор многие вспоминают! Однако, это был наибольший минус по деньгам за всю мою историю. После этого фестиваля мне пришлось устраиваться на вторую работу, чтобы отдать долги. Это было потрясающее событие, но полностью проваленное в плане финансовой составляющей. Мало того, что я лишилась поддержки, так и потеряла весьма внушительную сумму денег. Вот такой был первый фестиваль, за который я несла ответственность самостоятельно, собственно, как и всегда, когда дело касается минуса. Открою Вам большую тайну – никогда не знаешь, как пройдет запланированное мероприятие. В этом и радость, и печаль любого организатора, ты – либо пан, либо пропал.
Я устроилась в отдел продаж на «Завод Пластмассовых Изделий» и параллельно работала в тату-студии «Экстрим Арт», которую мы открыли в 2003-м году, спустя год после первого феста. Зарплату, которую получала на заводе, я целиком отдавала в счет долгов. Так прошел практически весь 2009 год. Но знаете, думаю это все необходимо было пережить лишь для того, чтобы иметь заслуженное право говорить слова: «Это мой фестиваль!» Ну и плюс к этому, такая ситуация стала очень хорошей школой для понимания, что нужно, а что не нужно делать на будущих мероприятиях.
На каких зарубежных тату-конвенциях Вы бывали? Что хотелось бы перенять, а в чем Ваши фестивали превосходят зарубежные аналоги?
Стыдно признаваться, но у меня совсем небольшая география конвенций, которые я посещала. Сложно развивать эту географию при такой загруженности, плюс ребенок растет, плюс школа у него, плюс другие семейные дела, свой фестиваль опять-же и так далее. Однако, европейские конвенции постоянно посещают мои коллеги и это очень важный аспект организации нашего фестиваля.
Что понравилось? Уровень европейских мастеров. Но могу сказать точно, что сейчас уровень наших мастеров совсем не уступает европейцам. Факт, что люди приезжают на конвенции специально для того, чтобы сделать у каких-то определенных мастеров татуировки, а главное платят за это весьма внушительные деньги! Нравится, что в Европе не составляет труда кататься с одной конвенции на другую из города в город. Культура путешествий в качестве гостевого мастера очень высокая. Именно поэтому наши мастера предпочитают гастролировать в Европе. Ценник за работу хороший, достойный уровня мастерства наших тату-артистов.
В Берлине понравилось то, что было две сцены: одна в помещении, где шли номинации и разные шоу, а другая на улице, где и музыка играла, и рэпчик читали и прочее. Еще у них был очень классный фуд-корт. А в общем, не могу сказать, что была какая-то уж очень большая разница. Как организатор тату-фестивалей я больше внимания обращала на какие-то именно организационные составляющие. Лондон, Венеция – мероприятия высокого уровня во всем. Но основное отличие – это публика, готовая платить по 250 евро в час за работу татуировщика. Это, пожалуй, самый основной момент, который отличает Европу от России, а вовсе не уровень мастеров и организации в целом. Приятно слышать от наших, гастролирующих мастеров по Европе и не только, что Санкт-Петербургский фестиваль не уступает по уровню организации иностранным конвенциям, а некоторые во многом даже превосходит.
Из Берлина запомнилось то, как они делают рекламу – афиши висели на каждой автобусной остановке! Стратегия уличной рекламы у немцев более правильная на мой взгляд! Я поняла так, что у них рекламу можно взять централизованно, а в Питере одна компания охватывает один кусочек города, другая – другой. И чтобы заполнить рекламой весь город, необходимо договариваться с каждой из них.
А еще, как мне показалось, что там не занимаются обсуждением судейства в номинациях. Может быть я просто не слышала, может быть и там в кулуарных беседах они как и наши ругают судий, но обычно присутствующего процента вечно-недовольных я не замечала.
Поделитесь мнением: какие перспективы у Вашего тату-мероприятий в будущем? Ведь существующий формат живет уже многие десятки лет, может быть пора что-то менять?
Буду откровенной и прагматичной. Частенько задают вопрос: где на Вашем фестивале те, кто готов за дорого покупать татуировки? Я им отвечаю: Вы хотите, чтобы я в один раз взяла и изменила уровень жизни людей, цены и общее отношение к татуировке в России? К моему великому сожалению все это только в начальной стадии. Средний уровень заработной платы в Санкт-Петербурге колеблется на уровне 18-39 тысяч рублей, по регионам России и того меньше, в то время, как в Германии порядка 200-240 тысяч рублей. Но я искренне верю в то, что ситуация меняется в лучшую сторону, ибо все эволюционирует! Как минимум, посмотрите, как в последнее время поднялись наши российские мастера! И вспомните, что было десять лет назад, и с чего это все начиналось.
Вы ответили на вопрос с точки зрения финансиста, но имелось в виду несколько другое, нечто творческое.
Думаю, что полностью менять формат фестиваля совсем нецелесообразно! О смене формата говорят в основном старички, которые уже взяли свои призовые места и не один раз участвовали в наших фестивалях. Я их понимаю, ведь взяв одну вершину всегда хочется покорить следующий Эверест. А вот что делать мастерам, которые молоды и талантливы, которым на первых конвенциях все в новинку? За пятнадцать лет у нас сменилось не одно поколение новых имен, которые стали по-настоящему крутыми. Я называю все это «круговоротом мастеров». Кто-то становится знаменитым, кто-то наоборот понимает, что делать ему в тату-индустрии нечего, и это нормально.
Да, коренным образом вообще очень сложно этот формат изменить. Основной задачей феста, помимо популяризации татуировки как современного вида искусства, мы видим в продвижении и рекламе участников фестиваля. А для этого мы используем основные инструменты продвижения, которые вообще существуют в любом бизнесе – это выставка, конкурсы и прямая реклама посредством различных ресурсов.
В дополнение к основному базису идет шоу-программа, которая у нас даст фору любому из существующих подобных тату-мероприятий, конференции, интерактивы! Кстати, конференции – это как раз тот самый новый формат, который мы начали продвигать среди нашего обширного тату-сообщества. Надо сказать не без труда, все новое дается совсем нелегко, я-то уж точно знаю.
Чуть не забыла, чемпионат по Боди-Арту с шикарными работами, арт-выставка и много другого интерактива. Приходите и убедитесь сами, что у нас интересно и есть чем заняться! А главное есть все и на любой вкус, это же фестиваль! Это полномасштабное мероприятие и в отсутствии интересного нас упрекать ну очень сложно! Конечно, обязательно находятся люди, которые заявляют, что «раньше трава была зеленее», но мы стараемся и работаем ради другой аудитории, которая к счастью, в большинстве.
А еще, как человек, потерпевший финансовый крах в 2009 году, я совсем не готова рисковать, и заниматься какими-то кардинальными творческими прорывами. Особенно, не имея в запасе нескольких миллионов, которые можно вложить в рисковое дело, не ожидая того, что они вернуться.
Чувствуете ли Вы ответственность, за то, что являетесь одним из тех, кто формирует отношение к тату-искусству во всем российском обществе? А вообще, нужно ли что-то формировать? Может быть пусть татуировка, как и раньше, остается уделом избранных?
Конечно! Обязательно! Нужно! Это и есть наша основная задача, с которой мы и пришли к вам! Я прекрасно помню, как на первый фестиваль пришел корреспондент с центрального телеканала, и начал сыпать словами «кольщики» и «наколки». Благодаря нашей упорной работе, сейчас такого почти не встречается – мы прокачали эту тему и продолжаем прокачивать! Естественно, что не только мы одни молодцы! Посмотрите, сколько подобных фестивалей начало проводиться по всей стране! Это очень круто!
А если говорить об ответственности… Я чувствую ответственность за качество проведения мероприятия! Я чувствую ответственность за то, что каждый пришедший на мероприятие должен остаться довольным от его посещения. Естественно, что невозможно всем угодить одновременно, не всех удается зажечь. Хотя, наша сверхзадача именно такая! Гораздо сложнее оправдывать ожидания, чем выполнять обещания! Поэтому мы в ответе не за ожидания, а за взятые на себя обязанности.
Кто еще вместе с Вами занимается фестивалем? Сколько человек в команде и кто эти люди?
Разумеется, нас целая команда! А то, что это мы только обо мне, да обо мне. Наша команда – это молодые, активные, здоровые ребята. Есть среди них конечно и люди из старой школы, но в основном молодежь. Многие из них уже не первый год работают над фестивалем. Тех, кто каждый день встречается, общается и постоянно работает, наверное, человек десять. Это я не считаю тех, кто сотрудничает с нами на разных удаленках. Сейчас я говорила о наиболее активной части команды.
Главное, что у нас в команде есть возможность каждому реализовывать свои творческие проекты и амбиции, как в рамках фестиваля, так и сторонние! Я конечно оставляю за собой право сказать: «Ребята, что-то вас совсем уже не туда занесло! Давайте все-таки сосредотачиваться на главном!» Но тем не менее…
В любом случае, всегда будут существовать те, кто впервые в своей жизни решит провести тату-фестиваль. Что Вы можете сказать таким людям? Как им не провалить все дело?
Все очень просто – есть такое понятие, как франшиза. Общайтесь с нами и мы поможем! Ответим на все вопросы, расскажем, проведем фестиваль вместе с Вами, и все будет сделано правильно и красиво!
Перво наперво, правильно выбирайте даты Вашего тату-события. Попытайтесь понять, когда жителям Вашего города будет наиболее удобно посетить Ваше мероприятие. Определите, когда народ находится на эмоциональном подъеме и когда он с наибольшей радостью придет к Вам на фестиваль.
Имейте понимание, что организация большого мероприятие требует вовлечения в этот процесс огромного количества людей. Около двухсот человек задействуется для проведения тату-фестиваля: начиная с тех, кто строит стенды, заканчивая диджеями, уборщицами и теми, кто выступает на сцене! И Вы должны их всех контролировать. Ну и разумеется, отдавайте себе отчет, что если Вы занимаетесь подобными проектами, то Вы перестаете принадлежать себе! Ложиться спать в три часа ночи и вставать в семь утра станет для Вас нормой.
Если Вы новичок, то в любом случае Вам необходимо, заручиться поддержкой профессионалов, людей с опытом. Не надо набивать себе шишки, которые уже были набиты другими. Сформируйте красивый состав жюри на конкурс татуировок. Тяжело советовать что-то конкретное, ибо все площадки разные, все города индивидуальные, но быть рядом с профессионалами – это главное!
Только имейте в виду, под словом «профессионалы» я понимаю не только профессиональных татуировщиков, а профессионалов своего дела! Бытует мнение, мол: «Как могут заниматься тату-мероприятием те, кто сам не умеет делать татуировки?» Большей ерунды я в жизни никогда не слышала! Наверное, такой бред распространяют те, кто вообще ничего делать не умеет. Каждый должен быть профессионалом именно своего дела: татуировщик – в татуировке, а организатор – в организации!
Сформулируйте: зачем мастерам платить деньги, выкупать выставочные боксы и принимать участие в фестивале?
Люди по разным причинам участвуют в выставках и, как я уже говорила ранее, наше мероприятие – это в первую очередь мощнейший рекламный ресурс и возможность попробовать свои силы. Фестиваль – это удивительный инструмент продажи для магазинов, для профессионального обмена опытом, для обретения новых связей и клиентов, для поиска единомышленников.
Именитые мастера с большим удовольствием работают на нашем фесте, особенно если они не из Питера. Ведь фестиваль – это отличная возможность продолжить уже начатые работы у клиентов, которым удобнее сделать татуировку у своего мастера в Питере, а не в городе, где живет знаменитость. Некоторым мэтрам татуировки наш фестиваль не интересен. Ведь у каждого из них уже есть наградная доска с нашего мероприятия! Таких мастеров мы предпочитаем привлекать в качестве членов жюри. Иногда мы даже можем наложить вето на участие такого мастера в конкурсной программе, чтобы не получилось, что из года в год в победителях ходят одни и те же. Но это в порядке исключения.
Во многом мы нацелены на молодых мастеров, которые еще никому не известны. Мы предоставляем возможность раскрыться тем, кто только начал свой творческий путь в мире татуировки. Этим-то и славится Фестиваль Татуировки в Санкт-Петербурге – после него зажигаются новые звездочки! Приходит к нам молодой мастер, он первый раз в жизни принимает участие в таком событии, а потом глядишь: он уже на европейских конвенциях призы берет, а может быть и уехал на тату-гастроли в Европу или США! Такое наблюдать очень здорово!
Мы даем возможность молодым мастерам заявить о себе. Используйте это! Но подчеркну, мы предоставляем вам лишь возможность. Это означает: стенд, условия работы, определенную рекламу, пиар-кампанию в интернете, развлечения и программу для посетителей. Что именно вы будете рекламировать зависит исключительно от вас. Нельзя сидеть на стенде и ждать когда придут люди делать татуировки. Придумайте какие-то движения, как именно отличаться от других и как обратить на себя внимание. Это и будет тем, что сработает на ваше имя! Реализуйте самые смелые идеи! Поставьте себе целью, например, взять номинацию «The Best of Day»! Найдите модель, осуществите свою собственную уникальную фишку!
Чем еще Вы увлечены в жизни, как с точки зрения работы, так и с точки зрения того, что называют словом хобби?
Главное мое хобби – это Фестиваль Татуировки в Санкт Петербурге! Он уже давно работает на коммерческой основе, создает рабочие места, но лично я отношусь к нему, именно как к хобби. На самом деле, я с тех самых пор так и продолжаю работать на «Заводе Пластмассовых Изделий». Я просто заслужила возможность работать в свободном графике, по-этому у меня легко получается совмещать эти два занятия, плюс отлично организованная команда, которая позволяет мне жить такой жизнью. Да, был период, когда я делала все сама, но скажу точно, для проектов подобных Фестивалю Татуировки, поговорка «Один в поле не воин» очень подходит.
Вот еще, что могу громко сказать. Если у Вас пропал интерес, как только Вы потеряли ту душевную вибрацию, которая Вас заставляет куда-то бежать и что-то делать, то больше не подходите к этому делу! Я со всей ответственностью заявляю: когда у меня пропадет это чувство, я просто продам фестиваль и тихо уйду со сцены. Кто-то прыгает с парашютом, кто-то катается на горных лыжах – все они получают от этого адреналин. А мой адреналин – это организация Фестиваля Татуировки!
На самом деле, работа на заводе мне очень сильно помогает в контексте проведения фестивалей. Я общаюсь с массой очень разных людей. С теми кто работает в офисе, с теми кто работает на производстве, с теми кто стоит у станков, с обеспеченными заказчиками и с владельцами крупных компаний. Я прекрасно знаю чем они все живут. А ведь именно все эти люди и есть потенциальные посетители моих мероприятий, а также потенциальные носители татуировок. В рамках завода подобное социальное исследование просто бесценно!
Раскройте, пожалуйста, ваше личное понимание такого явления, как «татуировка».
Татуировка – это то, что будет актуально всегда! Это явление никогда и никуда не исчезнет, оно будет жить столько, сколько будет существовать человечество, татуировку невозможно запретить. Хотя бы потому, что татуировка уходит в наше далекое-далекое прошлое. Татуировка имеет более древнюю историю, чем любые культуры и религии. Татуировка – это то, во что каждый ее носитель вкладывает свой, ведомый только ему, смысл. Эти смыслы могут быть очень разными, но в большинстве своем с каждым из них можно согласиться. Как сказал один умный человек по имени Сократ: «В каждом человеке есть Солнце, только нужно дать ему возможность светить!»
Спонсор публикации: Тату Порт.