В конце 2021 года культовая питерская группа «The Пауки» осчастливила отечественное панк-сообщество десятым-юбилейным альбом «Шторм Идёт» – слушать на всех цифровых площадках. Это ни с чем не сравнимый питерский панк – что-то злое и доброе одновременно! Злое по звуку и доброе по содержанию. Среди массы современных трендовых мутаций (глэм-панка, инди-панка, электро-панка и любого другого мультижанрового панка), «The Пауки» напомнили как панк-рок должен звучать по-настоящему. Сшибающая с ног, волна энергии – вот что такое настоящий панк-рок! Мы провели эксклюзивное тематическое интервью с Александром Танковичем (лидером «The Пауки»). Ведь он является не только успешным музыкантом, но и не менее успешным татуировщиком!
Какие татуировки чаще всего делают панки?
Не поверишь, но каких-то панков или клиентов, которые приходят ко мне именно по неформальной тематике, у меня не так уж и много! А желания тех, кто приходит, абсолютно разнообразны! Люди прикалываются по чему угодно! Что касается панков, в основном, это какие-то музыкальные штуки, посвященные любимым группам – обложки, символика, логотипы и так далее. На основе личного опыта, могу сказать, что в большей степени панки любят что-то черно-белое, что-то типа блэкворка, что-то трафаретное, контурное. В общем, любят панки преобладание черного цвета!
В твоем багаже путешествий зарубежные гастроли не только как лидера группы «The Пауки», но и как тату-мастера. Ты делал татуировки в Германии, Финляндии, Италии, в других странах Европы. Чем отличаются татуировки российских панков от татуировок их западных коллег?
Я заметил одно главное отличие, которое применимо не только к панкам: за рубежом любая татуировка – это намного более обдуманный шаг, нежели у нас! Татуировка начинается с рассказа: почему клиент решил сделать именно эту татуировку, даже если его не спрашиваешь. А в остальном, отличий не так и много. Присутствуют локальные отличия. Если в России делают татуировки «Алиса» и «Король и Шут», к примеру, то в Финляндии, естественно, делают татуировки каких-то местных групп. Или, если у меня часто делают надписи «Санкт-Петербург», то там заказывают названия своих населенных пунктов.
Интересное наблюдение про обдуманность. То есть ты хочешь сказать, что за рубежами нашего отечества гораздо меньше встречается концепция: Давай сделаем хоть что нибудь, лишь бы побыстрее?
Я очень много делал татуировок в Дрездене, в большинстве своем, все они были в музыкальной тематике. Германия – это вообще, музыкальная столица мира, последние лет тридцать, если не больше. Это пересечение всех жанров, разных людей, просто, такое место в котором есть все-все-все! И, в связи с этим, была масса абсолютно разнообразных татуировок. А так, да! Готов подтвердить: у нас более эмоциональный подход к татуировке нежели там. Надо сказать, что ситуация выравнивается. Клиентов, которые приходят и говорят мне: «Хочу сделать что-то, но не знаю что», становится все меньше.
А рискни назвать какие российские коллективы наиболее часто получают свою цитируемость в виде татуировки?
Если опираться лишь на мой опыт, то «Алиса» – это номер один, могу сказать, что достаточно часто делал. На втором месте – это «The Пауки», ну это понятно почему. Неоднократно делал татуировки «Король и Шут», «Гражданская Оборона», «Сектор Газа». Топ-десять не назову, но первая половина хит-парада примерно такая.
Самый запоминающийся клиент и самая чудная татуировка, которую делал?
Самая запоминающийся клиент – это Рой Пирс, вокалист английской группы «The Last Resort». Кстати в 2021 году, они записали новый альбом вместе с Ларсом Фредирексеном из «Rancid». А по поводу каких-то чудачеств, знаешь, я за долгие годы так привык к полету фантазии своих клиентов, что вспомнить что-то из ряда вон оригинальное не смогу.
Было неоднократно, когда приходили ко мне люди, просили что-то сделать, но я их отговаривал. Реальная история. Приходит парень, ему двадцать лет, никакого отношения к какой-то неформальной культуре, ни одной татуировки и он заявляет: «Хочу сделать на кисти. Давай успеем сделать две. Вторая – на лбу терновый венок». Ну не фига себе, если сказать мягко. И показывает фотографии бандитов «Mara Salvatrucha». Говорит: «Хочу как здесь». Я понял, что делать это не буду. Я не хочу обрекать человека на какие-то проблемы в будущем. С высоты прожитых лет я вижу, что это не тот человек, которому нужны такие татуировки. И дело здесь не в татуировках, а в человеке.
Или другая история. Приезжает ко мне молодая девушка, учится на юридическом: «Хочу на шею» и показывает какой-то нереально огромный размер! Спрашиваю: «Татухи есть?», Отвечает: «Нет!» Я не стал делать ей татуировку, сказав: «Слушай, ну пойми, ты сейчас зря учишься, если решила делать такие татуировки!»
Парню двадцати лет не исполнилось, а он приходит и говорит тоненьким голоском: «Хочу оскал волка на плечо». Блин… Или другому сделал надпись на предплечье, уж очень он просил, а потом его из-за этого не взяли работать стюардом на самолеты, а он так хотел этого, мечтал… И такое происходит постоянно, таких историй у меня тьма! Постоянно приходится объяснять какое тебя ждет будущее в таких случаях.
Я пытаюсь оградить людей от нежелательных последствий! Я не хочу участвовать в чужих ошибках и очень собой горжусь, когда получается их предотвратить! Понятное дело, что они могут найти другого мастера, но зато я не буду иметь к этому отношения! Люди очень часто живут только сегодняшним днем: сегодня сделаю; завтра все офигеют; а вот что будет послезавтра, задумывается далеко не каждый.
Что бы ты не стал делать ни себе ни клиенту никогда?
То что связано с политикой. По одной простой причине: любая политическая фигня – это временное явление. Человек может прожить лет пять с такой татуировкой, а потом, скорее всего, поймет, что – это все ерунда! Ко мне приходили люди закрывать нечто подобное, комментируя: «Я просто устал с этим жить и постоянно отвечать на одни и те же вопросы». Не то чтобы я категорично скажу «Нет», я постараюсь объяснить, что у подобных татуировок обязательно будут последствия, жить с этим будет трудно.
Есть опыт в радикальных татуировках?
Какие-то прям уж ультра-радикальные персонажи ко мне и не ходят. Есть клиенты, которые просят сделать что-то наподобие надписей «Русь». Но я не считаю это чем-то радикальным. Русские пишут «Русь», финны пишут «Suomi». Что в этом плохого?
Если к тебе придут двое: один попросит сделать Путина, а второй Навального, то ты обоих в одном направлении пошлешь? Раз уж ты пытаешься абстрагироваться от политики. Хотя, уверен: сколько ты на отстраняйся от подобного, какие-то политические взгляды присутствуют у каждого!
Я делал портрет Сталина! Понимаешь, весьма неоднозначно! Но это выбор заказчика, у него свои тараканы на этот счет. Он не сожалеет по этому поводу. Если нужен Путин, то я сделаю и Путина! Предрассудков у меня нет. У меня есть вопросы к Владимиру Владимировичу, но если кому-то хочется сделать его портрет, то пусть он у него будет! Путин делает свое дело, а я делаю свое! К сожалению, я не могу повлиять на то, что делает Путин, как бы я не орал на всех углах о своем несогласии с чем-то. А вот сделать хорошую татуировку или записать новый альбом «The Пауки» – это в моих силах, этим и занимаюсь.
Что-то посыпалось у нас: начали с отказа от политических татуировок, а закончили, что татуировки Сталина и Путина – не так уж и плохо.
В данном случае я не с политической стороны расцениваю Сталина и Путина. Я отношусь к ним, как к портретам, как к работе, которую интересно сделать. Гитлера я бы не стал делать – это перебор. Почему? Да не почему, потому что не стал бы да и все. Отказываясь от политических татуировок, я имел в виду какие-то явные политические призывы. Слава богу, таких заказов у меня и не было.
А что сказал бы человеку, который бы пришел к тебе за понятийными, лагерными или уголовными татуировками?
А я делал! Приходили серьезные люди, с прошлым, просили что-то привезенное оттуда поправить, обновить. Это были взрослые. Молодежь уже этим не интересуется. Я исправлял человеку эполет, и он попросил обновить его потому, что для него это память о достаточно долгом периоде в жизни. Купола не набивал, но что-то около-криминальное было.
Я делал тигра на всю спину басисту группы «Vendetta», когда был в Италии. Он вообще прикалывается по нашей уголовной татуировке. Я, конечно, объяснил ему что у нас с такими татуировками не совсем все просто, но он отшутился, мол «Вряд ли я в российскую тюрьму попаду».
С художественной точки зрения это может быть интересно. Но ты же понимаешь, что басист группы Vendetta в данном случае похож на того паренька, который хотел сделать татуировки MS13?
У нас очень глубока история уголовной татуировки. За такими татуировками может стоять очень сильная энергетика. Но это уже далекое прошлое, слава богу. И ребята, кто посидел, говорят, что все это уходит, ушло… Если раньше можно было человека прочитать по его наколкам: где, сколько, когда, за что, кто он. Сейчас, говорят, этого нет. Но сам проверять не собираюсь!
Какой бы хотел осуществить неосуществимый тату-проект, может быть связанный с группой «The Пауки»?
Татуировщиком я стал, можно сказать, случайно. В 1997 году я на работе сорвал спину и отлеживался дома. Тогда от скуки собрал тату-машинку из моторчика для плеера. Начал сам себе что-то рисовать. Тут же нашлись те, кто начал приставать: «И мне давай, и мне сделай, и я хочу!» Именно им говорю спасибо за то, что я продолжил это начинание. До последнего момента я не думал, что буду этим серьезно заниматься.
Я не могу себя назвать художником! Дизайнером – да, но не художником. А между этими двумя понятиями очень много разницы. Так что говорить о каких-то творческих сверхзадачах, в большей степени, может художник. У меня нет таких художественных возможностей, чтобы желать их реализовывать. Здорово работать с выдумками клиента на тему «The Пауки» – вот это мне нравится, вот от этого я получаю удовольствие!
Что тебе нравится и не нравится в современной тату-культуре?
Прогресс не стоит на месте и современная тату-культура тому яркое подтверждение! Я очень скептически относился к новомодным роторам, модулям, заживляющим пленкам. Но до момента, пока сам не попробовал их – это фантастика!
Ну а не радует – дикий рост конкуренции. Татуировка потеряла ореол таинственности. Молодежь забивает себе лица, тем самым останавливая себе развитие в жизни. Увы, но большинство людей еще не готово принять такие формы самовыражения. Вижу парня, которому двадцать, ну двадцать два года – максимум, а он стоит и раздает флаера на Невском. На фоне популяризации татуировки, пропадает элемент ее обдуманности.
Как прокомментируешь мнение некоторых адептов старой школы, которые утверждают, что татуировки могут называться татуировками лишь случае, если они сделаны индукцией, с кованой тяжелой рамой, конструкцией середины прошлого века и все такое прочее?
Все индивидуально! У меня есть и индукция, и ротор. С ротором я еще до конца не разобрался, мне очень трудно им делать контура. Для контуров я использую индукцию. Индукция – это ход, остановка и запуск. А ротор – это нечто сложное для меня. Может быть это привычка многолетняя, но если нужно сделать контура – только индукция! Если нужна закраска или тени, то ручка – это что-то волшебное! Опять же – это только мое мнение, ибо я знаю людей, которые работают исключительно ротором и все у них прекрасно, и с контурами и без них! Я готов брать в свой арсенал любые достижения современной тату-индустрии, без предрассудков. Другое дело, что нужно уметь с ними работать. Ну что делать, если ты взял что-то в руки и понял: а ведь этим работать намного удобнее? Ведь глупо отказываться!
Предыдущее мнение относительно индукции встречается довольно часто и масштабируется на другие аспекты деятельности татуировщика в наших современных реалиях. Как быть с закостенелостью и консерватизмом по отношению к профессии татуировщика? Как быть с теми, которые требуют чтобы все было как раньше?
С каждым годом появляется все больше и больше молодых, а главное – талантливых мастеров! Они берут в руки качественное оборудование, они имеют классическое художественное образование. И ты смотришь на работы такого молодого мастера, и кроме как позавидовать его уровню больше ничего и не остается… У них существует возрастная фора! У молодых есть то, чего не было у нас! Они взяли наш, наработанный десятилетиями, опыт и применили его!
А все подобные разговоры ведутся лишь от того, что произошел отток клиентов у старых мастеров. В этой ситуации все просто: у каждого мастера существует возрастная группа его клиентуры, которая со временем становится все меньше и меньше. А новые клиенты начинают находить мастеров более молодых и более талантливых. Это естественная конкуренция, с которой сделать ничего нельзя! Это неизбежность! По этим принципам построена вся наша жизнь! Время бежит гораздо быстрее, чем мы можем постоянно повышать свой уровень.
Опять же, маркетинг! Посмотрите, как сейчас рекламируется татуировка! Акции, скидки, подарки и прочее… Я не считаю, что татуировке это нужно. Я, например, не занимаюсь вообще никакой рекламой. Ну выставляю иногда что-то вконтакте, но не более. У меня все по старинке – сарафанное радио! Сарафан – кому-то сделал, тот похвастался своему другу, другу понравилось, он позвонил мне. Вот так. Настоящий олдскул! Если совсем наступит кризис, я все равно не буду заниматься рекламой, я просто переберусь из своего Металлостроя поближе к центру Питера – это будет много эффективнее. Достаточным было бы перебраться поближе к любой станции метро – это поправило бы состояние по клиентуре на порядок. Но как-то не затягивает меня городская романтика.
Все чаще встречается когда молодые мальчики, девочки, не имея отношения ни к панкам, ни к рэперам, ни к каким-то другим экстремальным проявлениям, с которым часто связывают татуировку, берут в руки тату-машинку и утвердительно говорят: «Теперь я буду татуировщиком!» И есть масса примеров, когда такой подход давал положительные результаты. Какое твое отношение к такому положению вещей?
Я знаю нескольких человек, которые после знакомства со мной взяли в руки тату-машинки. Да – я сам себе создаю конкуренцию! Но знаешь, дело в том, что из всех, кто впервые взял в руки тату-машинку, останутся в профессии – единицы. Татуировка – это весьма серьезное дело. Как минимум, оно требует солидных финансовых вложений: на оборудование, на обучение. Нужно наработать клиентскую базу. Я уже не говорю о наличии хоть какого-то таланта.
Если у начинающего мастера есть художественные данные – это прекрасно! Но юные татуировщики, в большинстве своем, бросают это занятие из-за отсутствия терпения. Также следует понимать, что татуировка – это работа с людьми. Некоторые перестают делать татуировки со словами «Я не могу так много общаться». Татуировщик – это очень нервная работа. Лично я люблю людей, но далеко не все такие.
Я начинал как татуировщик, да и группу «The Пауки» создал, исключительно с позиции романтизма. Машинку я собрал от скуки и татуировки начал делать сам на себе. Ни о каком заработке я даже и представить не мог! Мне, просто, это очень нравится! Мне доставляет удовольствие делать татуировки! А когда заказчик доволен, так это просто – счастье!
А существование неофитов, которые покупают тату-машинку и у них все сразу получается – это современные реалии. Они взяли все лучшее, что может сейчас предложить рынок, через себя пропустили весь опыт, который был заложен до них – вот у них все сразу и получается! Тоже самое и с музыкой. Когда «The Пауки» начинали, мы играли за ящик пива – это было наивысшее достижение, большего и желать было невозможно! А сейчас любой разговор с любой молодой группой начинается исключительно с вопроса гонорара. Все сразу хотят бабла!
А что ты думаешь по поводу школ татуировки?
Ко мне периодически приходят с вопросом, мол – научи за мзду малую! Я отказываюсь. Я татуировщик, но не педагог. Я не знаю как учить, я не знаю как засунуть в двухчасовое занятие свой двадцатилетний опыт. Я сам далеко не все знаю! А есть те, кто зарабатывает этим. Оспаривать это не собираюсь. Жизнь – есть жизнь. Она течет, а мы можем только подстраиваться под ее течение. Смешно же какие-то палки в колеса прогресса вставлять.
Естественно, есть мастера которые, как вольные каменщики – ничего никому не рассказывают. Кстати, в Финляндии если тебе что-то нужно из тату-расходников или оборудования, то ты просто так ничего не купишь. Мне нужна была калька, она продается в тату-студиях. Так вот, даже для того чтобы ее купить, необходимо предоставить какой-то документ от местной гильдии татуировщиков, просто так ее тебе никто не продаст.
Разве можно остановить время? Разве можно взять и сделать так, чтобы все осталось как 1998 году? Вы хотите остановить рост рынка? Вы хотите чтобы на него перестали поступать новые игроки? Концепция получается очень простой: «Работа должна быть только у меня». Одно слово сюда подходит – монополизация! Пусть лучше люди ищут себя любыми средствами и пусть у них все получается!
А еще нужно понимать, что подобные рассуждения о монополизации применяются только в рамках одной человеческой жизни. Не нужно себя обманывать и думать, что все что тебя окружает – это надолго. Нужно реально смотреть на время и понимать – ты не вечен! Мы не знаем, что у нас будет через пять лет, три года, год. Наше неспокойное время постоянно напоминает об этом. У меня очень много знакомых отскочило. Я жив, не смотря на свои болячки. Зачем-то меня всевышний бережет. Может быть для очередного альбома «The Пауки»?
Дмитрий Спирин в отношении татуировки сказал: «Татуировка – это очень простая фигня! Решение её сделать не должно быть каким-то морально-нравственным мучением. Относитесь к ней спокойней! Татуировка – это всего лишь картинка на коже». Согласен ли ты с таким заявлением?
Знаешь, татуировку ты чувствуешь только в тот момент когда ее делаешь. Еще немного, когда она заживает и чешется. Какое-то время ты к ней привыкаешь, а потом она становится частью тебя. Ты не обращаешь на нее внимания, ты забываешь о ее существовании. Ты больше начинаешь обращать внимание на пустые места, они начинают тебя раздражать! Тебя гложет мысль: что-то с этим надо делать, что-то надо менять!
Все зависит от того что ты сделал и на каком месте. Пример, который наверное есть в багаже каждого татуировщика: приходит чувак, говорит «Хочу на шее лист конопли». Так вот теперь он без шарфика не ходит. Он не думал о последствиях. Татуировка может изменить твою жизнь, если ты сделал что-то необдуманное и привлекающее внимание. И это не в каком-то сакральном смысле, а с точки зрения практики. Ты сам себе должен объяснить: зачем тебе оно? Если ответом будут слова «Просто красиво» или «Это круто» то, скорее всего, в скором времени произойдет разочарование и придется думать как исправить, свести, закрыть…
У любой татуировки обязательно будут последствия. Перед тем, как что-то сделать, попробуйте заглянуть на лет десять-пятнадцать вперед и посмотрите сами на себя, примерив татуировку. Только после этого резервируйте время у тату-мастера. А что касается мистики, которой часто пытаются наделить татуировку, она безусловно присутствует. Но она вторична по сравнению с разумом человеческим.