Значение татуировок в Ираке

Предлагаем вашему вниманию заметки профессора антропологии мичиганского университета, по имени Winifred Smeaton, опубликованные в 1937 году.

значение татуировок в Ираке

Проживание в период с 1933 по 1935 в Ираке, дало мне некоторую возможность наблюдать татуировки среди местных арабов и людей других национальностей, живущих в этой стране. Здесь не будет погружения в историю или корни происхождения татуировки, обсуждение ограничится существующими в настоящее время традициями среди арабов Ирака.

В 1934 в качестве члена экспедиции музея антропологии на Ближний Восток, я занималась темой татуировки. Основным источником информации для моих исследований были опросы татуированных мужчин и женщин, часть из которых были пациентами Багдадского госпиталя. Так же я много общался с профессиональными татуировщиками тех краёв.

Татуировки, которые широко распространены в Ираке, называются “daqq” или “dagg”, от слова означающего “удар” или “стук”, имеется в виду звук, слышимый при нанесении татуировки. Иногда человек с литературным образованием может назвать классическую татуировку “washm”, но “daqq” будет наиболее распространенным названием в арабском мире. Татуировка, исчезающий обычай, особенно в больших городах. Она редко встречается в высших слоях общества, и презирается горожанами из низших слоев. С другой стороны, среди племен кочевников и крестьян татуировка очень почитаема, особенно если она делается в городе, прежде всего в Багдаде.

значение татуировок в Ираке

В Ираке татуировка делится на два типа: декоративная и магическая или, как её еще можно назвать, лечебная татуировка. Магия и медицина непременно рассматриваются вместе, их разделение весьма условно, особенно среди необразованных людей. Как правило, лечебные орнаменты имеют простые формы, наносятся на больное место, в то время как татуировки, сделанные для красоты намного сложнее. Но это не является строгим правилом.

Наиболее распространенные среди лечебных татуировок – это рисунки от растяжений. Следующие по популярности – это татуировки от головной боли и глазных болезней. Располагают их на висках, лбу или около глаз. Татуировки также наносят для борьбы с кожными инфекциями, для успокоения болей вообще, и очень часто против ревматизма и простуды.

Магическая суть татуировки главным образом касается женщин, ибо здесь мы входим в мир традиционных женских знаний, передающихся из поколения в поколение. Различаются три разновидности рисунков среди наблюдаемых мною случаев. Первые – это татуировки сделанные, чтобы помочь забеременеть. Вторые имеют цель защиты детей от смерти, особенно мальчиков. И третьи – для обладания любовными чарами и защиты от сглаза.

значение татуировок в Ираке

Считается, что если женщина в третий день менструального цикла сделает татуировку в виде нескольких точек (от одной до пяти), расположив её либо на животе ниже пупка, либо на спине в районе поясницы, то она обязательно забеременеет. Так же такая татуировка оберегала от смерти и болезней уже существующих детей, если таковые имелись. Действенность этого ритуала неоспоримо подтверждается тату-мастерами и повивальными бабками.

Если женщина потеряла нескольких детей, она обязательно сделает себе татуировку с одной точкой на кончике носа или внизу живота. Говорят, что магический эффект распространяется на детей, которые будут рождены после этого момента. По словам других этого мало, и поэтому родившиеся позже дети так же должны иметь татуировку на кончике носа. Местные рассказывали, что есть деревни, в которых все мужчины имели татуировку – точку на носу. Это объяснялось тем, что таким образом они становятся похожими на девочек и смерть будет обманута.

Эффективность третьего вида магической татуировки, которая является формой симпатической магии, обуславливается чтением Корана в процессе нанесения рисунка на кожу. Это практикуется женщинами тайно, и такие мне встретились всего несколько раз. В Багдаде я встретила женщину с тремя точками на ладони правой руки, которые образовывали треугольник. Эта татуировка должна защищать и сохранять любовь её мужа. Аналогичный рисунок, но на левой руке означал, что женщине уже не нужна его верность. У одной повитухи на ладони правой руки имелся круг из пяти точек. Она рассказывала, что была второй женой своего мужа, и когда он женился в третий раз, она решила, что должна сделать что-то, чтобы обезопасить себя от колдовства со стороны новой жены. В полдень пятницы, самое подходящее для этого время, она делала на ладони татуировку под чтение Корана. В эффективности проведенного ритуала сомневаться не приходится, так как в результате её муж развелся с обеими жёнами и стал жить только с ней.

значение татуировок в Ираке

Кроме магических и лечебных существует огромное количество татуировок, которые делаются лишь для украшения. Многие арабские женщины, по крайней мере за пределами городов, имеют татуировки. Украшают они не только лицо и кисти рук, но и все руки целиком, ноги, спину, бедра, грудь и живот. Мужчины из дальних деревень рассказывали, что все их соплеменницы целиком татуированы, потому что мужчинам это нравиться, и они отказываются жениться на девушках без татуировок.

Одним из самых интересных моих встреч стало знакомство с очень красивой девушкой, которая была полностью покрыта искусно сделанными татуировками. Ей было 20 лет, и семь из них она уже была замужем. Её татуировки делались в течении трёх лет. Когда ей исполнилось 10, татуировкой были покрыты лицо, кисти рук, предплечья и грудь. На следующий год – бедра и спина. Наконец, в двенадцать лет, ноги и плечи. Это были просто декоративные орнаменты. Но у неё были и несколько лечебных татуировок, а именно: точка на переносице у угла глаза (от боли в нём), а также три отметки на правом бедре и линия на правой ноге, сделанные так же от болей в соответствующих местах.

Ни одним из моих респондентов не была высказана мысль, что татуировка является неким обрядом инициации для девочек, но фактически выходит, что основная часть женских татуировок делается в период полового созревания, или перед свадьбой. Татуировка среди арабов не ограничивается только женской аудиторией, так же она широко практикуется и мужчинами, но у них, в основном, область нанесения ограничивается лишь плечами, кистями рук и лицом. Татуировка на лице у мужчин встречается реже, чем у женщин. И в этом случае она сделана, как правило, с магической или лечебной целью, в то время как рисунки на руках могут иметь еще и простую декоративную составляющую. Можно предположить, что типичная мужская татуировка с наружной и внутренней стороны запястья в основном делается для его укрепления, и эта мысль была подтверждена профессиональным мастером татуировки из Багдада.

значение татуировок в Ираке

Профессия татуировщика в Ираке – женская. Фактически данное занятие не является профессией, но любая женщина, имеющая к этому склонность и некоторые навыки, может стать “daggagah” (татуировщицей). Не было найдено доказательств того, что татуировщик должен принадлежать к какой-либо специальной группе. Самый простой вид татуировки тот, что делают матери своим детям, иногда спустя всего лишь три дня после родов.

Арабские татуировки всегда синего цвета, рисунки, как правило, геометрические или стилизованные природные мотивы. Существуют различные пигменты для изготовления краски для татуировок, известные как сурьма (kohl) или басма (basmah), но основным ингредиентом всегда остается сажа из ламп. Слово “kohl” обычно используется для названия порошка сурьмы, которым подводят глаза, но также его употребляют для названия ламповой сажи, которой бедные слои населения пользуются вместо сурьмы. Многие люди считают, что сажу надо смешивать с молоком женщины, которая кормит дочь грудью. Считается, что это молоко имеет волшебные свойства. Так же считается, что применение такого молока делает процесс нанесения татуировки менее болезненным. Но чаще сажу смешивают с водой или керосином. Однако тату-мастера говорят, что использование молока дурно влияет на качество наносимого рисунка. Для изготовления татуировки использовались швейные иглы, иногда скрепленные по нескольку штук вместе. Одна женщина мастер говорила, что делать татуировки лучше утром, потому что к полудню кожа кровоточить будет сильнее.

По вопросу дизайнов можно писать очень много. Окружности, полумесяцы, шевроны, треугольники, звезды, кресты и прочие их разновидности. Элементы везде одинаковые, но в каждом районе страны их применение было особенным. Очень часто среди женщин встречаются татуировка, которая состоит из линии, начинающейся на нижней губе и спускающейся по подбородку, шее и груди почти до талии, а иногда продолжающейся до пупка. Другой тип рисунков располагается на обоих плечах или предплечьях и охватывает их наподобие браслетов. Подобные же рисунки встречаются на лодыжках, хотя не обязательно должны идти вокруг всей ноги.

значение татуировок в Ираке

У женщин часто татуированы брови, и многие женщины имеют различные татуировки на лице, особенно на подбородке, а так же точки между глаз и над верхней губой. Иногда вертикальные линии на подбородке тянутся через нижнюю губу, и я видела нескольких женщин с полностью татуированной нижней губой.

Стилизованные газели, пожалуй, наиболее интересные из отмеченных дизайнов татуировок. Мужчины особенно любят делать газель на внутренней стороне предплечья. Женщины тоже делают газелей на предплечьях или кистях рук, а иногда парно на груди, по обе стороны от линии, идущей от лица вниз. Так как изображать живых существ в мусульманстве запрещено, то нужно думать, что татуировка газели – это следы древнего тотемизма.

Другая интересная и примитивная разновидность дизайна татуировки, встречающаяся во всех группах – это крест. У него всегда перекладины равной длины, и часто встречаются варианты с точкой в каждом углу. С древних времен во многих уголках мира крест наделялся магическими свойствами. По словам одной татуировщицы, крест – это самый сильный рисунок для татуировки.

Смотрите также: