Кризис татуировки в Японии

На стенах студии татуировки, которой владеет Рон Сугано, находящейся в престижном районе Мигуро на юго-западе Токио Вы не увидите огромных плакатов с масштабными татуировками и экстремальным пирсингом, которыми обычно украшают интерьеры тату-студий по всему миру. Эта студия больше похожа на спа-салон, чем на тату-мастерскую. В Японии татуировка долгое время была исключительно отличительной особенностью тех, кто имел отношение к организованной преступности – бандам Якудза. Поэтому, обладатель татуировок, независимо от его социального статуса и профессии, и по сей день не может пользоваться общественными бассейнами, горячими источниками, пляжами и многими спортивными залами.

японский татуировщик Рон Сугано
Рон Сугано

Сдержанное оформление интерьера – отличительная черта тату-студии Рона Сугано, которая привлекает главным образом иностранных туристов, желающих иметь нечто отличное от традиционных татуировок Якудза. Но этого недостаточно для того, чтобы японское правительство позволило его бизнесу выжить. В сентябре 2017 года суд города Осака вынес решение, прямо следуя которому, легально заниматься татуировкой могут исключительно дипломированные медики. А это значит, что тату-художники, такие как Рон Сугано, каждый раз беря в руки тату-машинку, совершают преступление.

Намек на кризис

Первые признаки кризиса татуировки в Стране Восходящего Солнца проявились в 2015 году, когда был осужден татуировщик по имени Тайки Масуда. Полиция нанесла визит в его студию в связи с уголовным делом, открытым в отношении аптеки, в которой он покупал антисептические средства (его имя фигурировало в списке клиентов). Затем, полиция занялась и его тату-бизнесом. Он был осужден за нарушение Закона о Медицинской Практике, который запрещает всем, кроме лицензированных врачей, заниматься медициной. В 2001 году Министерство Здравоохранения совместно с Министерством Труда и Социального Обеспечения приняло решение, что татуировка, наряду с лазерной эпиляцией и химическим пилингом является медицинской деятельностью. С тех пор это решение является прекрасным инструментом для преследования татуировщиков Японии, которые в свою очередь утверждают, что их работа является исключительно формой самовыражения и поэтому защищена конституцией страны.

Save Tattooing in Japan, Киоши Шимидзу и Тайки Масуда
Киоши Шимидзу и Тайки Масуда

«Учиться на врача долго и дорого. Абсурдно думать, что кто-то будет получать лицензию доктора лишь для того, чтобы стать татуировщиком», – говорит Тайки Масуда. После того как он был оштрафован на 300000 йен (2700 долларов США), он подал апелляцию (дело было проиграно, хотя его штраф был сокращен вдвое) и стал учредителем организации, которая получила название Save Tattooing in Japan. Сейчас в ее рядах состоит около 200 японских тату-художников, они регулярно проводят различные кампании за право свободно заниматься своим делом.

Киоши Шимидзу, который руководит инициативной группой вместе с Тайки Масуда, сообщил, что ему известно о 20 татуировщиках, rкоторые столкнулись с такими же проблемами, 10 из них были оштрафованы на те же 300000 йен. Нарушение же Закона о Медицинской Практике может закончится и тремя годами тюрьмы и штрафом до 1 млн йен.

Демонстрация татуировок в общественных местах

В связи с Летними Олимпийскими Играми в 2020 году, которые будут проведены в Японии, планируется что число туристов возрастет до 40 миллионов человек. Возникает вопрос: сколько иностранцев понимает, что татуировка может негативно сказаться на их поездке? Учительница из английского Уэлса по имени Келли Торп, в прошлом году отправилась в отпуск на Окинаву. Келли Торп была предупреждена своими друзьями о том, что ее татуировка бабочки на спине может вызвать негативное отношение к ней со стороны властей и местных жителей Японии.

запрет татуировки в Японии

«Мы обзванивали отели, чтобы узнать, смогу ли я воспользоваться их бассейном или онсэн (природными горячими источниками), если у меня есть татуировки. Все они ответили отрицательно», – рассказывает Келли Торп. «А в том отеле, что мы наконец забронировали, на стойке администратора и около бассейна стоял большой плакат с надписью No Visible Tattoos».

Такая политика по отношению к татуировке широко распространена в Японии, эта подозрительность имеет глубокие культурные корни. Юко Танигучи, является директором источников онсэн в северном Токио, и она отказывается обслуживать клиентов с любыми татуировками. «Это правило нацелено на то, чтобы избегять людей, относящихся к организованной преступности», – объясняет Юко Танигучи.

запрет татуировки в Японии

Оправдывая идею недопускать членов Якудза в общественные места, проще отказать каждому, кто имеет татуировки. И надо сказать, что среди населения Японии эти меры не вызвают особого протеста. Но, поскольку отношение к этому вопросу в Японии последнее время меняется, особенно среди молодого поколения, также в связи возрастающим потоком туристов, владельцы общественных заведений начинают медленно пересматривать свою политику.

Юко Танигучи, к примеру, предоставляет своим клиентам пластырь, чтобы они могли заклеить татуировки небольшого размера. И Келли Торп предлагали такой пластырь на Окинаве, но ее татуировка слишком масштабная, чтобы быть скрытой таким образом. «Я считаю, что это очень странное правило, – говорит Келли Торп, – ведь очевидно, что я не японский бандит».

Вторая волна запрета

«У Японии долгие и мрачные отношения с татуировкой. В XIII веке татуировками клеймили преступников, чтобы люди знали, кто перед ними находится. Затем, в XIX веке запрет на татуировки стал всеобъемлющим, и продержался аж до 1948 года, когда американские войска во время оккупации отменили его», – рассказывает Джефф Кингстон, директор отдела азиатских исследований в Университете Темпл в Токио.

Хориоши Третий
Хориоши Третий

Позже, банды Якудза присвоили себе эту традицию, и она стала их отличительной чертой. Есть опасение, что Япония сейчас испытывает вторую волну запрета татуировки. По иронии судьбы, сейчас в Стране Восходящего Солнца проживают одни из самых востребованных в мире тату-художников. Например, Хориоши Третий. В Йокогаме есть музей, посвященный его работам, а в 2012 году лондонский художественный музей Somerset House организовал его персональную выставку.

татуировки Рон Сугано
Автор: Ши Рю До

В то время как наиболее известные японские татуировщики практикуют ирезуми (традиционная японская татуировка), которые зачастую покрывает большую часть тела и имеет сходство с тем, что носит Якудза, Рон Сугано работает в совершенно другом стиле. В нем сказываются влияние то, что обучался он этому искусству на Бали и в Таиланде. Работы Рона Сугано стоят от 32000 иен (около 300 долларов США) до 100000 иен (почти 900 долларов США). Рон Сугано говорит, что к нему обращаются совершенно разные люди: академики, доктора, пилоты пассажирской авиации, и люди приезжают к нему из разных уголков мира.

Несовершенство законов и правовой системы

Как для Рона Сугано, так и для 3000 практикующих тату-художников в Японии, в этой стране не существует конкретных правовых норм, которые регулировали бы их деятельность. «Закон о Медицинской Практике, – говорит Рон Сугано, – предназначен для того, чтобы контролировать врачей. Он писался не для того, чтобы быть применимым к тату-художникам».

татуировки Рон Сугано
Автор: Рон Сугано

К примеру, когда 12 лет назад Рон Сугано совершил нетривиальный скачок от карьеры археолога к карьере тату-художника, он обратился в Министерство Здравоохранения и Социального Обеспечения, чтобы узнать каким образом ему легально открыть тату-студию. И не получил никакого ответа. Япония не похожа на Великобританию или Соединенные Штаты Америки, она не похожа на Китай и Южную Корею, где деятельность тату-художников регламентирована государственными законами. У Японии нет системы лицензирования татуировщиков. Таким образом, носители татуировок вынуждены слепо верить, что мастера должным образом стерилизуют оборудование и правильно утилизируют использованные иглы.

Для сравнения, акупунктуристы в Японии для получения разрешения на работу, должны обучаться в государственной сертифицированной школе, а их деятельность контролируется Законом о Практиках Массажа. Насколько широко и энергично прецедент в Осаке будет распространяться по Японии, пока остается неясным.

Save Tattooing in Japan

Йосиюки Канно, работающий в Бюро Полиции Здравоохранения Министерства Здравоохранения, Труда и Социального Обеспечения, отказался отвечать на вопрос о том, будет ли теперь правительство внедрять систему лицензирования для художников-татуировщиков. Но он предупредил, что если такая идея будет предложена, то «культурные аспекты и общественное мнение» следует сопоставить с «профессиональным знанием о гигиене».

Тайко Масуда считает, что решение суда в Осаке лишь загоняет японских тату-мастеров в подполье. Рон Сугано говорит, что уже слышал о том, что многие тату-художники начали уходить из профессии, чтобы избежать преследования и штрафов. Он уверен, что разработка четкой системы лицензирования для тату-художников сможет вывести, находящуюся практически в подполье, индустрию татуировки Японии из кризиса. Но не все так плохо, как может показаться, об этом свидетельствует решение последующего суда, прошедшего в Осаке в 2017 году, который фактически отменил решения всех предыдущих судебных заседаний.

Смотрите также: