В 1840-х году в Нью-йорке, владелец цирка Барнум своего собственного имени гордо писал на афишах: «Главный номер программы – Татуированный ирландец мистер Джеймс О’Коннелл». Выступление гвоздя программы заключалось в следующем: Джеймс О’Коннелл рассказывал, как оказавшись в плену у дикарей, против своей воли обзавелся множеством татуировок. Далее он демонстрировал изумленной публике свою нательную живопись и танцевал ирландскую джигу. Надо сказать, что Джеймс О’Коннелл был не единственной татуированным аттракционом этого цирка. Достаточно лишь вспомнить Великого Албанского принца Капитана Костентенуса.
В середине XIX века Джеймс О’Коннелл был настоящей звездой: его историю многократно растиражировали газетчики, а на представления с его участием было не пробиться. Считается, что Джеймс О’Коннелл является первым носителем масштабных татуировок в Новом Свете, а его историю взяли на вооружение десятки цирковых татуированных артистов, которые выступали в подобных цирках, как в Америке, так и в Европе. Как бы сказали сейчас, Джеймс О’Коннелл разработал формат выступления. Однако сложно сказать, кто был первым из тех кто придумал подобный цирковой формат. Как это часто бывает в шоу-бизнесе, тату-звезды начали появляться на манежах цирков практически одновременно. В связи с этим уместно вспомнить о татуированной леди Олив Отман, которая если верить историкам, зарабатывала деньги своими татуировками примерно в то же время.
Трудно сказать, что было правдой, а что ложью в словах подобных цирковых знаменитостей. Очевидно одно: Джеймс О’Коннелл был потрясающим артистом, который умел держать внимание публики. Историки по сей день пытаются докопаться до истины в отношении этой личности, но в таких исследованиях им во многом приходится полагаться на автобиографию самого артиста, напечатанную в 1836 году.
Джеймс О’Коннелл, биография
Джеймс О’Коннелл родился в Дублине в цирковой семье, затем попал на торговый флот. Корабль, на котором он был матросом, вблизи острова Понпеи (между Австралией и Новой Зеландией) налетел на риф и затонул. Ему и нескольким другим матросам удалось на шлюпке выбраться на берег, где они тут же были пленены местными дикарями. Туземцы были настроены агрессивно и Джеймсу О’Коннеллу ничего не пришло в голову, кроме как исполнить традиционный ирландский танец. В результате они были так удивлены мастерски-исполненной джигой, что прониклись к нему уважением.
В статусе ни гостя ни пленника Джеймс О’Коннелл провел на острове некоторое время. Однажды его схватили, приволокли в хижину, где на протяжении восьми дней насильно делали татуировки. После всего этого был устроен грандиозный праздник. По словам героя повествования последняя татуировка ему была сделана на этом празднике дочерью вождя, на которой он и женился, впоследствие став отцом двух детей. Однако, он сбежал на первом же корабле, который прибыл на Понпеи спустя пять лет его беззаботной жизни в племени.
Без лоха и жизнь плоха
Следующие двадцать лет, вплоть до своей смерти в январе 1854 года, Джеймс О’Коннелл показывал татуировки в цирке и танцевал. В то время цирк Барнума, который с прошествием времени стал музеем, был весьма успешным коммерческим предприятием. Недостатка в публике не наблюдалось до тех пор, пока музей в 1865 году не перестал существовать – он попросту сгорел. А его владельцу Барнуму современники приписывают следующие слова: «There’s a sucker born every minute» – «Лох рождается каждую минуту», в русской же аналогии можно сказать: «Без лоха и жизнь плоха».