«Для того, чтобы понять что было раньше, нужно отключиться от того, что происходит сейчас», – говорит Кристофер Юул, один из основателей мультиформатного музыкального нео-фолк проекта Heilung. Это заявление вполне можно назвать девизом, под которым происходит творческая магия в этом коллективе. Пытаясь воспроизвести в звуковом формате, что было в эпоху викингов, датчанин Кристофер Юул использует все: начиная от самых современных компьютерных технологий, заканчивая то, на чем играли музыку наши далекие предки. Его коллега по группе немец по имени Кай Уве Фауст ответственен за вокальную партию – смесь гроула и горлового пения. В то время как Мария Франц из Норвегии, в традиционной этнической манере исполняет тексты, взятые с древних рунических камней, амулетов и других северных артефактов. Все это создает неповторимую гипнотическую атмосферу аутентичности и шаманизма. Сами музыканты называют ее – Усиленная История.
«Мы хотим, чтобы слушатель почувствовал что значит быть окруженным только лишь природой, что значит зарезать свою домашнюю скотину, что значит сделать барабан своими руками, что значит жить на земле», – объясняет Кай Уве Фауст. Heilung в переводе с немецкого означает Исцеление. Исцеление в понимании музыкантов Heilung – это отключение от искусственных атрибутов современной жизни, таких как религия, политика, классовое неравенство, и погружение в более универсальный язык древних племен.
Все началось с реконструкторов эпохи викингов
«Будучи подростком я жил с пониманием, что я самое омерзительное создание на планете Земля. Эта мысль меня постепенно убивала. Я не мог общаться ни с кем. Но все изменилось, когда в 11 лет в своем родном городе я встретил группу людей, которая занималась реконструкцией эпохи викингов. Выяснилось, что я могу играть на барабане, стрелять из лука, шить одежду. Я почувствовал себя нужным! Я сидел у костра, с друзьями которые были старше меня больше чем на 10 лет, и мы общались, рассказывали друг другу какие-то жизненные истории. Это было прекрасное место для взросления, это и спасло меня», – продолжает рассказывать Кай Уве Фауст.
Как часто водится в таких историях, Кай Уве Фауст рос в христианской семье весьма строгих правил. Родители запрещали ему смотреть телевизор: «Одно из самых ярких воспоминаний моего детства – это рассматривание книги Последние Секреты Нашей Планеты. Там было много фактов, которым ученые и по сей день не могут дать объяснение. Фотографии древних захоронений и все такое прочее. Все это я начал впитывать до того, как научился читать. Я был просто очарован всем этим! У моего дедушки была книга Мифы Древней Греции, порядочному христианину не полагается иметь дома такие книги. Это была первая книга, которую я прочел, как только научился читать. Она произвела на меня огромное впечатление!»
От сатанизма к шаманизму
Постепенно протестные настроения захватили ум будущего музыканта: «В мой жизни и жизни моих родителей доминирующей составляющей было христианство. Дерьмо собачье! Я никогда не стеснялся выражать свое мнение по этому поводу. В школе мне приходилось проходить кучу тестов и это всегда было проблемой. Во время экзамена я мог взять и демонстративно выкинуть все свои школьные принадлежности или затеять драку. Результаты экзаменов говорили, что я умнее, чем средний подросток, но я категорически не хотел быть частью школы. Я с головой ушел в сатанизм. Я занимался кровавыми жертвоприношениями. В 14 лет я сделал себе татуировку перевернутого креста».
«К 17 годам сфера моих интересов сместилась в область шаманизма. Я вновь стал частью своей семьи и принес извинения своим родителям. Примерно с этого момента у меня произошел просто таки взрыв творческих начинаний. Я изучил технику тибетского горлового пения. Это темнее, глубже и тяжелее, чем любой дэт-метал! Я тогда слушал Slayer, Sepultura и все в таком роде. Именно эти группы натолкнули меня на поиск первобытных источников того, что они делают».
Heilung – Исцеление, как путь к Золотым Воротам
«Я с детства страдал сильным кожным заболеванием и излечиться смог благодаря участию в магической церемонии. Этот момент в своей жизни я называю Золотыми Воротами, которые открыли передо мной все возможности. Я тогда был настоящим сатанистом, а моя девушка увлекалась шаманизмом. Однажды она сказала, что ей нужен для ритуала кто-то, кто нуждается в лечении. Я согласился. Ведь ни один современный метод лечения мне не помогал»!
«Шаман бил в барабан, брал меня за голову, произносил какие-то заклинания. В результате выдал мне следующую инструкцию: в течение двадцати одного дня, собирать утреннюю росу и смачивать ею воспаленные места. Только представьте: я весь в черном, в высоких кожаных ботинках, на мне ремень-патронташ, на мне напульсники с шипами и я занимаюсь подобной ерундой. Но я решил попробовать. Я не верил во все это и выдержал всего дней шестнадцать-восемнадцать. Но я выздоровел! Один раз и окончательно! Я до сих пор задаю себе вопрос: что мать его произошло вообще? Я десять лет пытался вылечится, сдал миллионы анализов, врачи мне выписывали множество лекарств, ничего не помогало. И вдруг оно исчезло раз и навседа!»
«Вот тогда меня-то и стало по-настоящему интересовать все, что связано с шаманизмом и миром духов. Я стал больше общаться с этими людьми, помогал проводить церемонии, путешествовал с ними, изучал этот вопрос, много читал. Такой опыт очень обогатил мое сознание. Я бросил работу, а в то время в Германии была настоящая безработица. Многие сочли мой поступок безумным. Я работал на цементном заводе. Я отказался от того, о чем тогда мечтали сотни тысяч немцев. Я просто хотел изучать историю и заниматься искусством. Я хотел делать что-то! Я чувствовал, что я могу и должен что-то делать, что действительно находится в резонансе с моим внутренним миром!»
Пошло оно все к черту, я буду татуировщиком!
Одним из витков творческой активности Кай Уве Фауст испытал в связи с увлечением татуировкой. И не просто татуировкой, а развитием современных интерпретаций стиля, основанного на культуре северных народов: «В то время сообщество тату-мастеров было достаточно закрытым и поэтому, когда один тату-художник предложил стать для меня наставником, я очень обрадовался. Тем более, что я рисовал с самого детства. Я и до этого иногда рисовал дизайны татуировок для своих друзей, которые их делали у других татуировщиков. Да пошло оно все к черту, я буду татуировщиком! Так я тогда подумал». Доказательством, что учитель не напрасно потратил время на своего ученика является, выпущенная в 2013 году книга, с говорящим за себя названием, Nordic Tattoo. Ее главным редактором стал Кай Уве Фауст.
Далее рассказывает Кристофер Юул: «Я был поражен тем, что делает Фауст. Тогда я работал в своей собственной студии в Копенгагене и он в обмен на татуировки попросил помочь записать ему одну из своих поэм. Собственно, это было рождением Heilung. Правда я так и не сделал себе ни одной татуировки. Думаю, что сейчас их и так слишком много. Прямо в студии Фауст делал татуировки, а я писал музыку».
Уникальный и гипнотический звук Heilung
«Мы делали звук, который до нас не делал никто, – Мария Франц, девушка Кристофера Юула, на тот момент вокалистка электронной экспериментальной группы Euzen, в итоге и она присоединилась к Heilung. – Однажды я пришла домой и увидела, как мой парень стоит в саду по пояс голый и орет что-то непотребным голосом». Действительно, звук Heilung – это лязг настоящих мечей, вой ветра, шум водопада, множество других семплов, записанных на природе, барабаны обтянутые кожей животных, человеческие кости. Музыканты говорят, что они даже сумели записать звук падающего снега! «Я как фермер собирал урожай звуков в лесу, – рассказывает про свою работу в группе Кай Уве Фауст. – А затем все эти овощи и фрукты я приносил Кристоферу. И он из этого сырья делал прекрасную еду! Я даже толком не могу объяснить, что он делал со всем этим, но на выходе получалось нечто прекрасное!»
«Мы пытались поставить себя на место людей, которые жили две, три или четыре тысячи лет тому назад. Какие звуки они тогда слышали? Естественно, что в большинстве своем – это были звуки природы. Но и тогда людям нужны были песни и ритм, особенно когда они хорошо выпьют! Мы делаем ритм-секцию на костях, холодном оружии, барабанах. Мы записали чаек, которые свили гнездо недалеко от нашей студии. Кристофер может изменять эти звуки до такого состояния, как будто ты наелся волшебных грибов. Он наделяет звук настоящей психоделической составляющей!»
«Хорошо, что у нас есть своя студия! Мы сидим в ней сколь угодно времени и просто играем! В датском языке есть два слова, которое можно перевести как Играть. Одно – это как бы вы играли в футбол, а другое – то как играют маленькие дети. Они делают что-то новое, пытаются соединить несоединимое, чувствуют себя свободными при этом. Так вот, занимаясь музыкой, мы не играем в футбол!»
Дум-Троника или Экспериментальный Фолк-Метал
В 2015 году трио Heilung в составе Кристофер Юул, Кай Уве Фауст и Мария Франц записали опус в 71 минуту под названием Ofnir. Критики так и не смогли определить что именно было выпущено в свет. Звучали самые нелепые и фантастические предположения: Дум-Троника, Экспериментальный Фолк-Метал и так далее. Очевидно одно: Ofnir вывел Heilung на новый уровень развития и отношения к группе. Успех был закреплен выступлением перед аудиторией большей, чем в десять тысяч человек на фестивале Castlefest в Нидерландах.
«Самое интересное, что мы ничего такого даже и не планировали. За три дня до выступления, – продолжает Мария Франц, – у нас было всего два дня на подготовку. На костюмы у нас оставался всего один день. Мы не имели понятия как будем выглядеть. Мы просто брали костюмы надевали их на себя и, если ты чувствовал себя в этом комфортно, значит ты оставлял это на себе, и все. Никто не задумывался, круто ли мы будем выглядеть со стороны или нет. А на сцене мы слились воедино, превратились в настоящее племя!»
Жизнь – это постоянное движение маятника от плюса к минусу
«Я думаю, что мир существует в состоянии баланса: между черным и белым, между созиданием и разрушением, между днем и ночью. Это как маятник, который постоянно движется от плюса к минусу», – так комментирует Кай Уве Фауст ситуацию, когда дом, где долгое время находилась их студия, был продан и музыкантов попросили в один миг очистить помещение, которое долгое время было для них родным.
«Мария очень любила свой сад, она ухаживала за растениями и деревьями и даже собирала какой-то урожай. Как-то я пришел и увидел, что везде ходят рабочие и все заставлено тяжелой техникой. Мария мне открыла дверь вся в слезах. На ее глазах сад был уничтожен. Я тогда сказал ей: Не переживай, сейчас все ужасно и ты должна принять это, но ведь это отправная точка для движения к чему-то прекрасному, у тебя будет новый сад! И это сбылось! Мы нашли новый дом с еще большим садом и теперь она счастлива!»
«Примерно тоже мы стараемся делать и в нашем творчестве. Иногда мы хотим сделать песню самую опустошительную, отвратительную и переполненную злобой. Но все заканчивается, приходом очередной весны. Все циклично. Дерево растет многие годы, но затем увядает, а может быть и сгорает под ударом молнии. Когда оно погибает, оно становится питанием для новых деревьев. Все тоже самое происходит и с людьми», – это и есть путь от тьмы к Золотым Воротам, который шаг за шагом прошел Кай Уве Фауст, вокалист Heilung.