Этническая татуировка в Хорватии и в Боснии-Герцеговине имеет давнюю историю. Нательные рисунки делались католическими верующими, которые принадлежали к определённому кругу избранных.
Во времена существования Османской империи эти места были оккупированы Турками. Насилие убийства чинили захватчики и всё это под предлогом обращения в ислам. Очень не легко пришлось обладателям этих татуировок ибо в геометрических орнаментах, на предплечьях, кистях рук, пальцах изображались кресты, как символ Христианской веры.
Однако уничтожить традицию татуировки крестами, Туркам не удалось. Местные жительницы верили в магическую силу татуировки и в то, что она предохранит их от бесчинств южных агрессоров. Женщины наносили татуировки не только себе, но и своим детям в возрасте от 6 до 10 лет. А если и было суждено погибнуть от рук врагов, то кресты говорили о том, что погибает Христианин, которого нельзя оборотить в иноземную веру.
Следующей напастью для тату-традиции стало коммунистическое правление. Татуированные руки, особенно в религиозных целях – это была проблема. В конечном счете традиция была утеряна в 1950-е годы.
Мы говорим только о женской татуировке. Свидетельств того, что татуировки также были у мужчин – отсутствуют. Возможно это связано с упомянутым выше древним католическим культом, а возможно и с тем, что во времена османской империи мужчин либо убивали, либо угоняли в рабство. И поэтому традиция сохранилась только среди женщин.
Несмотря на то, что традиция считается утерянной наблюдается её возрождение. Молодые женщины делают себе и своим дочкам такие же татуировки как у их бабушек и прабабушек. Стоит упомянуть о необходимом ингредиенте краски для татуировки. Основной красящий пигмент – это сажа, фактически наша “жжёнка”. Но для соблюдения ритуала и придания татуировке магических свойств в чернила добавляется молоко кормящей матери, причем её ребёнок должен быть обязательно мальчик. Так же бабушки утверждают, что добавление грудного молока в краску делает процесс татуировки безболезненным.