28 и 29 ноября 2015 в городе Вороеж состоялось самое долгожданное и громкое тату-событие российского Черноземья – фестиваль татуировки TattooMo. Это был уже второй тату-фестиваль, который проходил под данным названием. Первый же TattooMo состоялся в апреле того же 2015-го года в городе Старый Оскол. Нам удалось пообщаться с организатором этих двух фестивалей, новых и действительно очень интересных для отечественного тату-движения. На несколько вопросов ответил тот, кто предпочитает называть себя исключительно по фамилии Марков.
Во первых, расскажите, почему именно «ТатуМо»? Откуда пришла идея такого названия, что оно означает, и почему индейская тематика?
Привет, ну ты не первый кто задает этот вопрос. Настало время раскрыть секрет. Всё очень просто. Взяли английский, написали «Тattoo More», в переводе – «Татуировок Больше». Сложили буковки и получилось «TattooMo». Больше! Лучше! Качественнее! Правда красиво звучит? Мы и решили нашему фестивалю дать такое имя. В стране проходят много, а последнее время очень много подобных фестивалей и все они, безымянны. Московская конвенция, Питерская, Уральская – и мы часто не знаем кто проводит, так сказать – не знаем автора фестиваля. А вот скажи сейчас – ТатуМо, и всё становится ясно!
Ах да, логотип. Ну искали долго и опять же решили немного отойти в сторону от шаблонов. ТатуМо – созвучно со словом Тотем, а значит – индейцы. Всё, как видишь, просто.
Расскажите немного о себе. Я так понимаю, Вы не имели до определённого времени отношения к тату-культуре? Почему вышло так, что Вы стали частью этого движения?
Ну по образованию я инженер металлург прокатного производства! Сейчас директор рекламного агентства. Да, странно все получилось и неожиданно. Мне давным-давно сделали татуировку, лет 12 назад, она сильно поблёкла со временем и я понял, что необходимо что либо предпринять. Стал искать мастера, нашел, он мне её обновил. Парень неплохой и очень старался, но его работой я остался разочарован. Стал изучать тему и неожиданно, повторюсь, неожиданно для себя раскрыл целый пласт культуры.
Боже, как же красиво могут делать татуировки! Я понял, что если я этого не знаю, то многие, такие же как и я готовые сделать тату и готовые за это платить (что очень важно), не знают ни о мастерах ни о стилях ни о татуировке вообще ничего! Сначала я организовал небольшой ТатуБатл в своем городе, в небольшом баре, в Старом Осколе, там собралось всего 10 местных мастеров. Потом, через 3 месяца, еще один – мастеров было уже 20 (мест в баре больше не было). К нам приехали со всех близлежащих областей – Курск, Белгород, Липецк, Воронеж, Орёл. И я сказал себе – «Марков,а не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира? Давай проведём большой фестиваль!» От слова «конвенция» я отказался намеренно, так как ориентировался, прежде всего, на зрителей, незнакомых с темой тату. Тем более все мастера-участники батлов просили: «У тебя классно получается все организовать – давай конвенцию!» Так и зародился ТатуМо.
Может ли человек, не имеющий отношения к тату-культуре заниматься подобными мероприятиями? Ведь в связи с попыткой проведения одного печально-известного московского тату-фестиваля стало не безосновательным подобное мнение.
Хороший вопрос, я понял, о чем ты! Главное в организации любого мероприятия то, что ты хочешь получить на выходе. Денег, славы или шума в прессе. Я же изначально ориентировался на свой глубокий личный интерес к теме. Любопытство двигало мной. Я стал много читать, общаться с мастерами, некоторые с удовольствием помогали, кто-то просто игнорировал наглого выскочку из провинции. Я поехал в Москву к Павлу Арефьеву, к одному из родоначальников тату-движения, что бы пригласить его в жюри фестиваля, и знаешь, он мне сначала отказал. Я обратился с подобной просьбой к Дмитрию Речному и он откликнулся, нам было приятно получить себе для первого фестиваля ТатуМо в Старом Осколе столь именитого мастера.
Я умею слушать и слышать. Я умею в свои-то годы учиться. И знаешь, первый ТатуМо прошел удачно, Старый Оскол еще никогда не видел столько татуированных людей! Было много добрых слов и от мастеров и от зрителей.
Есть хорошая поговорка – «сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник». Я умею организовывать и проводить большие шоу-проекты. Организовывать. Согласись, продюсеры звёзд не умеют петь, их задача лишь организовать выступление звёзд. У меня такая же ситуация. Я ни рисовать ни татуировать не умею, мне и не надо. Каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. Я знаю несколько примеров когда тату-мастера проводят фестивали и оказываются в минусах и в финансовых и репутационных.
Расскажите, что было такого нового на ТатуМо, чего не было ни на одном отечественном фестивале татуировки?
Может быть то, что я человек в тату-искусстве новый, помогло мне взглянуть на организацию несколько по другому, не намыленным взглядом. Мы придумали и провели батл скетчей, то есть конкурс эскизов. До нас такого никто не делал, точно, во всяком случае я не слышал. В нём участвовали не только мастера татуировки но и, как оказалось, художники Воронежа. Мы пригласили в жюри художника Александра Филиппова , он член Союза художников России , член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО.
Мы выпустили полноцветный, полноценный каталог участников, и раздавали всем зрителям, с указанием всех мастеров участников фестиваля, уж не знаю, делал ли кто-то до нас такое. Мы зашифровали мастеров номерами, что бы избежать предвзятого решения жюри, и сделали процедуру регистрациина номинации настолько удобной, что она занимала не более пяти секунд. Это оценили все участники ТатуМо. Мы сделали совершенно открытым судейство и потом опубликовали протоколы членов жюри. Кстати, это вызвало неожиданный резонанс. Зная рассеянность мастеров, каждому напечатали именные визитки для раздачи зрителям. Было что то еще, я уже и не вспомню…
Есть ли какие либо отличия между фестивалями татуировки, которые проводятся вдалеке от Москвы или Питера? Чем отличается региональное тату-движение от столичного?
Давай я спрошу тебя – зачем мастера едут на конвенции? Заработать приз, себя показать, на других посмотреть? Возможно… Но и клиентов найти, и себя рекламировать, и уровень работ своих поднять! Вот этим мы и отличаемся. Для многих мастеров Черноземья важно, что бы их знали в собственном регионе. Не секрет, что многие жители моего родного Старого Оскола едут за татуировкой в Воронеж, Москва то далеко. В провинциальных конвенциях мы даем хороший старт для новичков, для молодых, но очень грамотных и успешных мастеров. На провинциальных конвенциях, дерзкая молодежь оттачивает свое мастерство, они учатся у мэтров. Да и цены на участие у нас очень демократичны. И на участие, и на проживание в городе на время фестиваля. А жюри – у нас было очень именитое: Павел Арефьев (Москва), Дмитрий Речной (Москва), Анастасия Вилкс и Ян Вилкс (Минск), Олег Иванов (Казань), Сергей Птицын (Курск), про художника я уже говорил, Павел Зубков (Питер), Макс Журавлев (Воронеж), самый титулованный мастер этого города.
Кстати, на следующий ТатуМо мы планируем новичков вывести в отдельную номинацию. Это отдельная тема. И тема очень животрепещущая. Кстати, этого пока до нас то же никто не делал, я так предполагаю!
Повторюсь, я старался сделать ТатуМо не только междусобойчиком для мастеров, но и интересным для сторонних зрителей. Моя задача – рассказать всем, что татуировка, это давно не «купола» и «как у Клуни», это искусство! Очень много (общий тираж составил 50000 экземпляров) раздали листовок на улицах Воронежа с объяснением, что такое фестиваль татуировки. Что можно на фестивале не только на расписных посмотреть, но и татуировку сделать, и партачок перекрыть, и мастера подыскать, и эскиз выбрать. Очень много зрителей подходили к организаторам с вопросом «А кто тут мастер из Воронежа? Покажите!» Вот наша цель – продвижение культуры татуировки в массы! ТатуМо вызвал внимание всей Черноземной прессы: «Комсомолка», серьезный «АиФ», не считая местных изданий и телевизионных каналов.
Расскажите о составе жюри и по какому принципу он формировался?
Ну, на этот вопрос я ответил чуть выше. Главное – это доверие мастеров к тому, кто будет их судить. Список претендентов на членство в жюри я публиковал в группе ТатуМо в Вконтакте для опроса мастеров – доверят ли они свою судьбу в их руки. Мастера сами себе выбирали жюри – кто так еще делал? Состав жюри ТатуМо был очень профессиональным. Повторюсь – мы делали всё максимально открыто и прозрачно. В жюри находилось всегда пять человек. Постоянный председатель – Павел Арефьев, переменными были остальные, в зависимости от номинации. Например, Дмитрий Речной жюрил стили Old School и New School , а Вилкс – портрет и реализм. Если по подсчетам протоколов у кого-то было одинаковое количество баллов, а это случалось, все решал председатель – Ангел. Один из главных принципов ТатуМо – решение жюри неоспоримо! Некоторые, после фестиваля пытались возражать и спорить, но у нас как в футболе – судья всегда прав! Всегда! И не надо спорить, бесполезно!
Я как организатор, или как меня гордо потом назвали «президент» ТатуМо – даже не подходил к жюри. Сцена с жюри – это алтарь для мастеров! Хотя, по результатам номинации Лучшая татуировка дня, помимо результатов жюри, я выбирал лучшую татуировку по своему мнению и вручал приз, от себя лично, воспользовался своей привилегией, но не в ущерб основному протоколу. Дополнительная такая была награда!
Можете ли Вы сообщить цифры, сколько посетителей было на фестивале? Сколько экспонентов? Из каких городов приехали гости и участники?
О зрителях, по билетам и пригласительным было около 2000 человек, но с учетом того, что территориально площадка проведения расположена рядом с концертной площадкой Эвент Холл, через территорию ТатуМо прошло еще 6000 человек. География – от Севастополя до Тюмени. Зарегистрировано было 112 мастеров. Знаешь, я реально горжусь географией ТатуМо.
Можно ли назвать это мероприятие коммерчески-успешным, если нет, то почему Вы им занимаетесь?
Мы сработали не в минус. Плюс был небольшим, но это был плюс. Главнее всего опыт. Я нашел несколько ошибок, которые позволят мне в будущем сократить расходы, без потери качества. Мы же изначально взяли самую крутую площадку в Черноземье – Эвент Холл, а это, сам понимаешь, не дешево! Кстати, забыл, несколько слов о призах, мы к этому вопросу подошли очень скрупулезно. Наши тарелки (некоторые мастера их называли пряники) – это ручная работа мастеров русского народного гончарного творчества. Настоящая керамика, ручная работа и ни одного одинакового приза! Каждая тарелка уникальна, как и каждая татуировка. Каждая несёт на себе автограф мастера. Никто подобного до нас не делал. Это уж точно!
Если кто-то решил сделать свой собственный тату-фестиваль, с чего ему надо начать? Какой рецепт хорошо-проведённого тату-фестиваля?
Рецепт? Нет, тут я промолчу. Дорогу осилит идущий. Знаешь, что я понял, тату-движение в России – разрозненно. Нет единой системы проведения конвенций. Кто во что горазд! Нет ассоциации, нет гильдии, той которая бы организовывала бы порядок при проведении конвенций. Что сейчас происходит? Пересекаются по датам фестивали, системы оценок и номинаций основаны на фантазии организаторов. Некоторые арендуют полуподвальное кафе, приглашают пять-семь мастеров, сами себя оценивают и это называют это конвенцией! А потом эти мастера, называя себя гордо победителями, безжалостно наносят на кожу людям то, за что потом бывает очень стыдно. Грустно порой бывает… Может быть есть смысл организации некой гильдии? Настоящей, действенной!
Понимаешь, нет тех, кто бы мог устанавливать квалификацию мастера, например как у парикмахеров. Мне кажется, это было бы правильно. Как в спорте – 3-й разряд, второй, первый, КМС, мастер спортаи так далее. И всё становится всем понятно. В этом есть разумное зерно. А то приезжают опытные мастера, которые не первый раз побеждали на конвенциях и соревнуются с новичками , разумеется побеждают. Ведь это же не правильно, согласись!
Запланирован ли ТатуМо 2016? Чем Вы собираетесь удивить своих гостей? Заинтригуйте!
Да, конечно будет. Ну, во всяком случае, сейчас так думаю. Удивить? Удивлять нужно зрителей, а мастерам создавать максимально комфортные условия, что бы и работалось им хорошо, и судили их честно, и награждали достойно!
Горжусь этой фотографией. Павел Арефьев и Ольга Назимова – динозавры тату-конвенций в Москве и Питере! И я, новичок, с ними в одном ряду. Как Вы думаете, заслуженно?