Сергей Буслаев – мастер японской татуировки

Предлагаем Вам специальное интервью московского мастера японской татуировки по имени Сергей Буслаев. Хоримоно – слово в японском языке дословно имеющее значения: гравировка по металлу или резьба по дереву. Так же это слово известно, как определение понятия татуировки. Еще достаточно часто и равнозначно для обозначения татуировки в стране восходящего солнца используют слово Ирезуми.

Знатоки утверждают, что применение к культуре японской татуировки слова Ирезуми – не правильно! Ирезуми несет в себе криминальный подтекст. Некорректно утверждать, что японская татуировка имеет корни исключительно в преступном мире этой страны. Изначально она практиковалась среди ремесленников и служила знаком того, что ее обладатель гордится тем, чем он занимается. Также татуировки были распространены среди пожарных. Японские поселения преимущественно строились из дерева, а следовательно и часто горели. Профессия пожарного была венцом отваги, смелости и благородства. В отношении японской татуировки предпочтительнее применять слово Хоримоно.

Сергей Буслаев  -  мастер японской татуировки

Расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом пути. Как и когда Вы занялись татуировкой, с чего всё начиналось и каким образом Вы пришли именно к японской татуировке?

Сейчас даже как-то странно об этом говорить, но я случайный человек в татуировке, да и в изобразительном искусстве тоже. Я никогда не был одаренным ребенком, который бы подавал надежды в качестве художника или, к примеру, архитектора. Родители не отдавали меня в художественную школу, а я и не просил. Я вырос в семье военных и других путей, кроме как карьеры в погонах, мне не было уготовлено. Но именно учась в военном университете, я впервые познакомился с татуировкой. Далекой от совершенства, абсурдной, но полностью захватившей моё сознание. Это было молодое время экспериментов на себе и на сослуживцах. Сегодня трудно себе представить, как в отсутствии интернета, любых доступных журналов, а главное знающих и понимающих в этом людей, мне удалось на ощупь познавать тонкости этого непростого дела. Татуировка должна была всерьез зацепить, чтобы не бросить заниматься ей на пол-пути. Меня зацепила серьезно. Что касается японской татуировки, то безусловно, этот стиль был моим любимым и наиболее близким даже тогда, когда я только-только начал заниматься тату-искусством. Мне близок подход, который требуется для японской татуировки. Меня привлекает и строгость и серьезность этих дизайнов, их монолитность. Я занимаюсь татуировкой десять лет, но лишь последние года три я делаю исключительно японию. Самое трудное было отказываться от возможности зарабатывать, как универсальный мастер. Оно того стоило!

Сергей Буслаев (эскиз, японская татуировка)

Я с детства любил конструкторы. Мне нравится собирать дизайн, нанизывать друг на друга основные элементы, располагать фон, определять идеальное направление волн или потоков воздуха. Мне нравится в японской татуировке её масштабность. Хочется всегда продумывать любой дизайн с учетом того, что работа рано или поздно будет продолжена. В идеале, конечно же, костюмы! Это предполагает долгие и, порой переходящие в дружеские, отношения с клиентом. Со многими я встречаюсь регулярно в течение нескольких месяцев, чтобы закончить лишь одну работу.

Сергей Буслаев (костюм, японская татуировка)

Как Вы считаете, японская татуировка – это в большей степени вопрос философии, или это лишь нанесение на человеческое тело изображений в соответствии с определёнными правилами?

Я все-таки склонен считать, что японская татуировка – это комплекс всего вышеперечисленного. Что касается меня, то я всего лишь исполнитель, а как обладатель её наполнит – решать только лишь ему. Меня моя работа привлекает с художественной точки зрения в первую очередь, я люблю находить оригинальные решения, искать подходящее расположение деталей. Я стараюсь создавать татуировки, которые действительно будут стоить своих обладателей.

Сергей Буслаев (спина, японская татуировка)

Расскажите немного об упомянутых канонах в японской татуировке. Есть ли какие либо обязательные законы композиции, правила применения цвета и тому подобное?

Естественно, в данном стиле существует определенный регламент. Если говорить о фонах, то нужно всегда помнить, что он обозначает стихию. Это может быть как изображение воды, так и изображение воздуха. Если, к примеру, изобразить карпа-кои в облаках, то это будет выглядеть, по меньшей мере странно. Также нужно понимать, что следует ограничивать употребление массы цветов и оттенков. Чтобы не запутаться и не перебрать, всегда надо помнить о скудном наборе цветов в древние времена, когда этот вид искусства зарождался, тогда и не ошибёшься! Если говорить об гравюрах, то многие склонны привносить в них свои изменения. Подобные вольности не приветствуются и стоит оставить всё в неизменно виде.

Сергей Буслаев (спина, японская татуировка)

Может ли тату-мастер заниматься японской татуировкой не погружаясь в её древнюю историю, а быть лишь копировщиком эскизов?

Я считаю, что в японской татуировке вообще нет такого понятия как эскиз. Эскизы – это что-то ограниченное рамками определенного размера и безлико нарисованное для всех страждущих. А в японской татуировке просто технически сложно одну и ту же картинку перенести на разных людей. Тут дело и в комплекции, и в росте, и в общем строении тела клиента. Существуют диайзны, давно придуманные до нас. Задача современных татуировщиков (приверженцев этого направления) умело взять эти дизайны за основу, привнести своё видение и разместить его на теле со вкусом. Если ты не увлекаешься историей и традициями страны, просто не возможно сделать так, чтобы татуировка выглядела правильно. Бездумный и любительский подход всегда очевиден в таких работах.

Сергей Буслаев (рукава, японская татуировка)

Как Вы думаете, существует ли возможность у человека с другого континента и далёкого от Японии, понять культуру этой страны, в том числе и культуру татуировки?

Современные японские татуировщики также глубоко и со всеми усилиями стараются познать основы этого стиля. Другое дело, что культурная база и доступность материалов, информация на языке оригинала упрощают это дело.

Сергей Буслаев (рукава, японская татуировка)

Знаете ли Вы как относятся японские татуировщики к тем мастерам, которые занимаются традиционной японской татуировкой, но не являются гражданами Японии и даже ни разу не были в этой стране?

Среди татуировщиков разных стран существует взаимоуважение. Никогда не слышал, чтобы кто-то жаловался на презрение со стороны японцев, в равной степени как и со стороны ребят из других стран. В самой Японии в наибольшей степени татуировщики сейчас терпят гонения со стороны правительства. В данный момент эта тема весьма тревожна. Многие татуировщики уезжают из Японии.

Сергей Буслаев (рукава, японская татуировка)

Существует множество противоречивой информации: как вообще японское общество относится к татуировке в целом?

Эта информация не противоречива. Действительно, к татуированным людям отношение резко-отрицательное. Вход заказан во многие общественные места. Татуировки следует скрывать. В последнее время на татуировщиков обрушивается жесткая критика. Страну хотят вовсе очистить от тату-культуры. Будем наедятся, что ситуация в скором времени выправится. Хотя, возможно, это и помогает стилю и татуировке в Японии сохранять смысл – таинство и что-то вроде андерграунда. Татуировка и должна быть такой! А что сейчас? Татуировки делает кто попало и кому попало.

Сергей Буслаев (мёртвый самурай, японская татуировка)

Распространено мнение, что татуировка может изменить судьбу человека. Как Вы считаете, способна ли японская татуировка, которая полна символизма и значений, сделать это?

К суевериям я не склонен. Хотя при определенном настрое, наверное, можно почувствовать некоторые изменения. Зачастую это бывает связано с тем, что человек, у которого появилась достойная тату, становится более уверен в себе. Кто-то начинает заниматься спортом, чтобы еще больше подчеркнуть татуировку. Кто-то преуспевает в делах, становясь более раскрепощенным. А многие, перетерпев боль, закаляют свой характер и решаются на рискованные поступки в других делах.

Сергей Буслаев (спина, японская татуировка)

Проведите, пожалуйста, небольшой экскурс в символику японской татуировки. Расскажите о смысле наиболее встречающихся символов, тематик и элементов.

Небольшой экскурс вряд ли получится сделать. Это тема даже не одной лекции. Я бы и сам посетил парочку таковых. В России чаще всего предпочитают делать мифических персонажей. Самые популярные – это драконы, карпы-кои, фениксы и тигры. Это те рамки, которые я всячески стараюсь расширить, в условиях нашего менталитета. Хочется показать и предложить другие более редкие, но не менее сильные и крутые японские дизайны. У меня очень много правильных книг, которые я достаю с трудом, в них много полезной и развернутой информации. Я с удовольствием делюсь ей со своими клиентами.

Сергей Буслаев (японская татуировка)

Существует ли разделение на женскую и мужскую татуировки?

Строгого деления – нет. Девушки в меру своей фантазии и желаний просто украшают своё тело любыми дизайнами.

Сергей Буслаев (японская татуировка, дракон)

В каком случае Вы можете отказать клиенту, который пришел к Вам и требует татуировку в японском стиле?

Во-первых, ко мне приходят исключительно за татуировками в этом стиле и их у меня не требуют. А во-вторых, мне наверное очень везет с клиентами. Все эти люди, как правило, приходят с уже воспитанным вкусом в этом направлении, готовые что-то обсуждать. Многие даже просвещают меня в некоторых тонкостях, так как глубоко интересуются японской культурой. Прочие же, сами сливаются на этапе консультации.

Сергей Буслаев (японская татуировка, демон)

Пробовали ли Вы работать традиционным способом, применяя не тату-машинку, а тебори (традиционные бамбуковые палочки)?

Да, конечно! Спустя какое-то время, я уверен, каждый мастер, который работает в японском традиционном стиле, приходит к тому, чтобы испытать себя и свои навыки в этой технике. Тебори, скорее всего не станет моей основной деятельностью, но порой сделать пару таких татуировок – это все равно, что получить пинок под зад и перекроить свое мышление.

Сергей Буслаев (японская татуировка, дракон)

Может ли существовать развитие у такого классического стиля татуировки, как японская татуировка? Это сформировавшийся стиль, который должен оставаться неизменным в веках, или он будет претерпевать изменения? Если второе, то какие именно?

Грустно будет, если этот стиль претерпет каки-либо изменения. Вернее он уже их претерпел в руках многих, даже очень именитых татуировщиков. Например, уже существуют такие термины, как японская неотрадиция. Всё-таки я считаю, что это уже развитие нового стиля, как такового. А вот традиционная «японская татуировка» на то она так и называется, чтобы из поколения в поколение её кто-то бережно хранил.

Сергей Буслаев (рукава, японская татуировка)

Классическая японская татуировка не предусматривает буйства красок, особенно каких-нибудь неоновых. Изображения должны быть простыми, понятными, четкими. Много черного, много контраста. А в современных интерпретациях у тех же драконов могут быть чуть-ли не 3D-формы, с переливами и бликами.

Сергей Буслаев (рукава, японская татуировка)

Дайте несколько советов начинающему татуировщику, который решил что хочет посвятить себя японской татуировке

Советы простые и применимы к любому направлению. Прежде всего, нужно быть внимательным и наблюдательным. Не стоит вариться в своём собственно супе. Не скупитесь на ресурсы, из которых вы хотите получить информацию. Хотите задавать вопросы татуировщику, то запишитесь к нему на тату и смотрите как он работает. Хотите прочитать о чём-то – купите книгу. Хотите преуспеть – много трудитесь. Уделяйте максимум своего времени рисованию. Организуйте себя. И никогда не думайте, что вы супер-звезда, эта мысль может остановить ваше развитие!

Сергей Буслаев (японская татуировка, дракон)

Смотрите также: