В середине первого века нашей эры произошло завоевание Египта арабскими армиями. Это нашествие не совсем правильно называть «завоеванием», ибо оккупанты не встретили никакого сопротивления со стороны египтян.
Однако неприязнь к новым порядкам, которые принесли с собой захватчики, начала проявляться позже. Словом копты арабы называли представителей местного населения Египта, которые к тому моменту были в подавляющем большинстве христиане. Коптское христианство – это одна из самых древних ветвей христианства, в основном, это религиозное ответвление принадлежит к православной церкви.
В самом сердце старого Иерусалима, христианин палестинского происхождения по имени Wassim Razzouk, в своей собственной тату-студии делает татуировки всем желающим. На вывеске его тату-студии написано Since 1300 – это значит, что он является потомственным татуировщиком, поддерживающим традицию христианской татуировки, история которой насчитывает уже более семи веков.
Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни
«Мои предки – египетские копты. Многие века коптские христиане поддерживают традицию делать себе татуировки. Считается, что первые христианские татуировки появились в XII веке от рождества христова, когда в Египте начало распространяться мусульманство. А в то время Египет был преимущественно христианским. Арабские завоеватели насильно пытались обращать христиан в свою религию. Для этого они придумали очень интересную вещь – облагать дополнительным налогом тех, кто не хотел обращаться в мусульманство» – рассказывает Wassim.
Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви
«Одной из форм сопротивления этому было то, что христиане-копты делали себе татуировки на внутренней стороне запястья – изображение креста. Со временем такой жест непримиримости трансформировался в традицию. Весьма долгое время принадлежность к коптской церкви можно было доказать единственным способом – предъявив татуировку креста на внутренней стороне запястья правой руки».
Раньше паломничество было делом всей жизни
«Мой прапрадедушка приехал в Иерусалим в начале XVIII века и его ремеслом были татуировки на коже паломников, которые прибывали в Иерусалим со всего света. Сегодня всё намного проще – вы покупаете в интернете билет на самолёт и на следующий день уже в Иерусалиме! Но сотню лет назад всё было иначе. К паломничеству готовились долгие годы – это становилось главным событием всей жизни! И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что её носит христианин».
Wassim говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность – «Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек! Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, кто приезжает в Иерусалим каждый год, и каждый раз они делают себе новую татуировку».
От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы
Далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, однако они никак не хотят отставать от более смелых собратьев по вере. Для подобных случаев в арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов. Они достались ему от дедушки, который был не только татуировщиком, но и плотником, а также мастером резьбы по дереву.
Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения
Wassim Razzouk весьма известная фигура в мире израильской татуировки. Он принимает участие во множестве выставок, сотрудничает с ведущими музеями, однако он не считает себя участником современного тату-движения: «Это не мой мир» – коротко объясняет он. «Я не являюсь татуировщиком в современном понимании этого слова. Мои клиенты – это паломники, монахи, священники, пожилые люди».
«Меня очень удивляет, когда кто-то начинает говорить, что та или иная религия запрещает нанесение татуировок. Независимо от того, что говорят эти люди, спрос на паломнические татуировки в святой земле Иерусалима растёт из года в год!» В данном контексте стоит вспомнить слова, которые произнес Папа Римский Франциск, касавшиеся непосредственно практики современной татуировки.