Израильский суд приостановил торги на онлайн-аукционе BidSpirit, где был выставлен на продажу набор для татуировки заключенных лагеря смерти Освенцим. К этому моменту за лот было предложено 3400 долларов США. Специалисты утверждают, что если бы торги не были остановлены, то его стоимость в итоге составила бы от 30000 до 40000 долларов.
Инициатором запрета выступил израильский фонд выживших во время холокоста. Именно его представители обратились в суд с требованием остановить торги. Надо сказать, что брокер, который выставил тату-набор на аукцион, также является жителем Израиля. Он утверждает, что его дед сам прошел через Освенцим, сумел выжить и носил татуировку, сделанную подобным инструментом.
«Я понимаю всю важность этого объекта. Мой дед сам был заключенным лагеря Освенцим. Мне уже пришло несколько сообщений от различных музеев, которые готовить выкупить этот лот для своей коллекции», – прокомментировал Меир Зольман, представитель израильского аукционного дома, который по условиям торгов получает 25% от сделки.
Вопрос этики
Это событие подняло новую волну обсуждений – этично ли заниматься куплей-продажей объектов подобного рода. Еврейские активисты категорично утверждают, что такие объекты не имеют права попадать в частные коллекции, они обязаны быть достоянием общественности, дабы быть символом тех ужасов, которые принес холокост.
В Израиле отсутствует закон, регулирующий обращение с подобными артефактами. Адвокат, защищающий вышеприведенное мнение, обосновал обращение в суд тем, что у таких предметов не может быть единственно-законного владельца, и тату-набор должен принадлежать государству.
Вопрос торговли всем, что так или иначе связано с историей Второй Мировой Войны, давно не дает покоя разного рода правозащитникам. Они утверждают, что никоим образом нельзя поощрять рынок, где товаром является память о тех ужасах, которые несет в себе любая война. Однако, такие категоричные утверждения начинают входить в конфликт с реальностью, становятся инструментом отстаивания одной единственно-верной точки зрения, что в свою очередь начинает конфликтовать с конституционным правом любой цивилизованной страны.
Действительно, а что делать с коллекционерами, реконструкторами, музеями, кинематографом? Все это – есть ни что иное, как рынок занимающийся торговлей воспоминаниями об ужасах войны! Следуя упомянутой логике, один из бестселлеров 2018 года – роман Татуировщик Освенцима должен быть достоянием общественности? Но кто заплатит тогда за бумагу, на которой он напечатан, за труд верстальщиков, наконец, кто оплатит авторский гонорар? Еврейский фонд памяти?
Вопрос подлинности
Судом был инициирован не только запрет торгов, но и разбирательство. Оно пришло к выводу: нельзя утверждать со стопроцентной вероятностью, что данные штампы использовались для маркировки заключенных в лагере Освенцим. Вместе с восемью железными штампами на аукционе была выставлена брошюра, объясняющая как ими пользоваться для клеймения скота, просто, в ходе волны возмущений о ней как-то забыли.
Действительно, подобным инструментом вполне можно клеймить не только домашнюю скотину. Но данное руководство датируется 1949 годом, что вселяет сомнение в подлинность самих штампов. Естественно, сами штампы могут быть из одного времени, а брошюра из другого. Но в данном случае вновь возникает вопрос этики и денег.
Что думал тот, кто решил выставить подобное на аукцион? Заявление, что этими штампами маркировали заключенных концлагеря Освенцим – это заведомо ложная информация, или небрежно и по глупости написанный текст? Применялись ли эти штампы только по своему прямому назначению или побывали в Освенциме выяснить можно. Современная экспертиза способна определить чья именно кровь осталась в микропорах металла – животного или человека, однако такая экспертиза – это очень дорогое удовольствие. Пока никто не изъявил желания докопаться до истины.