Копирование татуировки – восьмой грех

Среди любителей нательной живописи не утихают споры: является ли копирование татуировки или чужих эскизов законным и приемлемым. Все точки над i и над ё в данном вопросе давно расставлены частью  4 Гражданского Кодекса Российской Федерации – это закон имеющий статус федерального, который регулирует вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. Любая татуировка или эскиз, на основе которого она выполнена, находятся под защитой этого закона.

Особенности применения закона об авторском праве к татуировкам были тщательно разобраны в масштабной публикации Авторское право и татуировка. Она была создана совместно с одним из ведущих российских специалистов в области интеллектуальной собственности Павлом Катковым, руководителем юридической компании Катков и Партнеры.

Красть – грешно, или не очень?

«Красть – грешно» – именно к этой короткой и емкой сентенции сводится любой закон об авторском праве. «Я взял из открытого источника» или «Я копирую, внося изменения» – это фразы, которыми юные тату-мастера оправдывают несанкционированное заимствование чужих татуировок, идей, эскизов. Но произнося подобное, они демонстрируют лишь свою вопиющую некомпетентность в вопросе авторского права, а также заблуждения относительно вопросов профессиональной этики.

мастер татуировки Катя Перец
Меня зовут Катя Перец, мое знакомство с миром тату произошло в 2014 году. Я пришла на курсы татуировки в одну из студий города Санкт-Петербург, влюбилась в татуировку и решила заниматься этим профессионально. Мои родители были категорически против, именно поэтому пришлось учиться с наибольшим запалом! Сегодня я могу похвастаться тем, что много путешествую и работаю в разных странах. На момент публикации этой статьи, я живу и работаю в Уругвае.

Но все ли так просто? Наш мир построен на массе неоднозначностей и у любого категоричного утверждения может найтись обратная сторона. Представьте, что будет если закон, запрещающий любое несанкционированное использование объектов авторского права, вдруг заработает в полную силу? Очевидно – это остановит индустрию татуировки! В подобных противоречиях попыталась разобраться Катя Перец (@kateperets_tattoo) – мастер татуировки, чей творческий путь начался в Санкт-Петербурге и продолжился в разных странах по всему миру: Индия, Польша, Испания, Португалия и так далее.

Копирование татуировки, как один из этапов развития

Копирование эскизов татуировки для новичка – неизбежно. Я не встречала ни одного татуировщика, который бы не грешил этим в своё время. Это один из этапов нормального развития – желание подражать какому-то, быть похожим на кого-то. Однако, это может стать опасной ловушкой, которая затормозит дальнейшее развитие.

мастер татуировки Катя Перец
С 1 класса я ходила и в художественную школу. В 15 лет, из маленького южного городка, я приехала в Санкт-Петербург поступать в художественный колледж. Много работала – приходила за 2 часа до начала занятий, уходила когда они уже были давно закончены. В итоге – получила красный диплом. В 17 лет я начала работать по профессии – дизайнером. Поступила на высшее – в педагогический. Затем был маркетинг в технологическом институте. Работала преподавателем, но доход это занятие приносило более, чем скромный. В итоге, я стала продавцом в магазине одежды, размышляющим о своем призвании.

Нужно много смотреть, наблюдать, листать книги, картинки в интернете, пробовать, копировать, но все это должно стать лишь инструментом в поиске себя, своего собственного стиля. Нужно все время искать и думать с карандашом  в руках!

Этап развития тату-художника, связанный с копированием, несет в себе явные риски. Начинающий мастер делает татуировки по эскизам топовых мастеров, а клиент принимает их за авторское творчество, хвалит вас, они ему нравятся, клиентская база растет, дело процветает. И вот, когда вы, наконец, выкладываете в сеть свое собственное, клиентура перестает записываться на сеанс – ваши эскизы никому не нравятся. Если на качество исполнения татуировки, иной раз, можно закрыть один глаз, то эскиз, с которого все начинается, не должен подвергаться сомнению!

Копирование татуировки, как форма бизнеса

Существует масса татуировщиков, которые не стесняются намеренно выдавать чужие эскизы за свои собственные. Так они работают много лет. Оставим вопросы морали на совести этих горе-мастеров, но факт остается фактом – такое положение вещей существует и будет существовать всегда. В целом – это ни хорошо и не плохо. 

мастер татуировки Дэвид Тевенал
Эскизы татуировок от Дэвида Тевенала, тату-художника из США, которого полноправно можно называть одним из основателей новой школы татуировки.

Например, какого-нибудь знаменитого тату-художника, такого как  Девид Тевенал, вряд ли беспокоит тот факт, что половина Питера, Москвы или Краснодара носит на себе его эскизы, даже не подозревая об этом. Он вряд ли заинтересован забрать эту аудиторию себе, а эта аудитория, в свою очередь, вряд ли окажется платежеспособной, чтобы получить татуировки непосредственно от автора эскизов.

Однозначно можно сказать, что в творческом минусе, при подобном развитии событий, остается только мастер, который копирует чужие эскизы. Он бездумно скопировал, криво усадил клиенту дизайн ни того размера и не на то место. Но клиент-то остался доволен! И эта магическая фраза, которой молодые мастера готовы оправдывать все свои ошибки, не даст им развиваться!

Особняком стоит то, когда мастера пытаются сделать татуировку даже не по чужому эскизу, а по фотографии чужой татуировки. Невозможно по фотографии восстановить эскиз, который служил основой! Даже на самой хорошей фотографии искажено все: пропорции, цвет, пластика тела клиента. Свои коррекции вносят освещение и ракурс. В итоге, пытаясь создать эскиз таким образом, вы лишь будете приумножать все те неточности, которые были накоплены ранее, включая ошибки, которые внес сам первоисточник – автор татуировки, ведь и он не застрахован от таковых.

Категорично: копирование татуировки – это очень плохо, с любой точки зрения! Хотя бы потому, что при копировании происходит многократное искажение той творческой задумки, которую вложил в эскиз автор изначально. Это невероятный уровень лени! Это признание того, что мастер не намерен работать творчески и отказывается от саморазвития!

Копирование техники

Наименьшим злом, если мы рассуждаем о различных формах заимствования, является копирование техники. Но не путаем с копированием стиля! Техника – это сколько и какой краски взять, как смешать, какими движениями красить, на каком вольтаже, какие применять иголки в тех или иных случаях, настройки машинок и так далее и тому подобное. Определенно, правильный путь развития: изучить нюансы работы известных мастеров, понять что и как они делают и к какому результату это приводит, а затем применить изученное самому, проанализировать и решить подходит ли это именно вам.

мастер татуировки Катя Перец
Когда я только начала заниматься татуировкой, я делала очень простые работы. Это было долго и мучительно. Самой большой трудностью в начале моего тату-пути было преодолеть страх того, что я причиняю кому-то боль. Но мой преподаватель (Александр Ермаков) очень доходчиво растолковал мне как быть с этой проблемой. Он просто сказал: «Это мясо!» Как ни странно, но с этой мыслью стало жить намного легче.

Однако, некоторые умудряются и подобное возвести в абсолютный абсурд, мучая топовых мастеров бесконечными вопросами. Но ведь дело не только в оборудовании и настройках машинки! Признанный мастер, как и вы, учился далеко не на самом дорогом оборудовании. Это только кажется, что у него и машинки лучше, и иголки острее, поэтому татуировки получаются более яркими. Нет. Просто, он может позволить себе дорогостоящее оборудование для того, чтобы облегчить процесс работы. 

Проводятся тату-фестивали, где по цене входного билета можно посмотреть как работают ведущие татуировщики. Но не надейтесь, что на подобном мероприятии мастера станут читать вам лекцию и раскрывать все секреты своей техники. Это совсем не потому, что они жадные и вредные. Просто, принимая участие в тату-фестивале, они могут преследовать несколько иные цели, нежели общение с аудиторией. Последнее остается в рамках их доброй воли, а не обязанностей. Они арендовали бокс, сосредоточенно работают, соревнуются и выкладываются по полной, им может быть совсем не до общения. Если вы хотите узнать какие-то секреты, поинтересуйтесь, проводит ли тот или иной татуировщик мастер-классы. И если да, то там вы сможете задать ему любые вопросы и понаблюдать за процессом столько сколько вам нужно в достаточно комфортных условиях. 

Что в итоге?

Резюмируем сказанное выше:

  • если вы новичок, находящийся в стадии обучения и творческого поиска, работать по чужим эскизам – позволительно, на свой страх и риск, но стоит понимать, что это временная мера, которая приведет к тому, что в итоге вы будете создавать свои собственные авторские работы:
  • делать татуировки на основе фотографий чужих татуировок – ложный путь развития, ведущий только к укреплению ошибок, а не к их искоренению;
  • копировать технику успешных мастеров можно и нужно, но лишь для того, чтобы в итоге выбрать свой уникальный путь.

Вернемся к фирменной оценочной фразе – «Клиент доволен», благодаря которой мы видим вокруг так много некачественных татуировок. Дело в том, что клиент будет доволен лишь в течение короткого времени, после того как он сделал татуировку. Он отдал свои деньги, он терпел боль, он получил результат – он не может быть недовольным! Осознание приходит несколько позже, а вместе с ним перекрытие, лазер и негативные отзывы. 

Автор публикации: Катя Перец.

Смотрите также: