Новозеландский режиссер Ли Тамахори, в большей степени известный созданием одной из самых успешных серий бондианы – Умри, но не сейчас, в очередной своей кино-картине обращается к своим корням. Будучи маори по матери и британцем по отцу, что весьма символично, он решил раскрыть тему колонизации земель Новой Зеландии и обращения коренных ее жителей в истинную христианскую веру. Новый фильм Ли Тамахори в российском прокате называется На краю земли, хотя в оригинале его название – The Convert, что можно перевести как Обращенный.
Оригинальное название фильма более близко его содержанию, ибо это повествование о миссионере, его играет Гай Пирс, который в составе немногочисленной группы переселенцев высаживается на Новозеландский берег. Прошлое пастора туманно, делается намек на то, что оно состоит из грязи и крови. Обращенный решает искупить свои грехи, неся свет христианства варварским племенам. Можно сказать, что именно с этого момента и началось истребление коренного народа, который многие тысячи лет владел, максимально удаленными от резиденции английской королевы, землями.
Художественный фильм На краю Земли представляет Новую Зеландию так, как ее видели 200 лет назад, пребывающие на ее берег колонисты – первобытная красота, не изуродованная достижениями цивилизации. Исключительно дотошно реконструирует быт, внешний облик, костюмы, детали интерьера аборигенов. Естественно, не обошлось без татуировок.
Критики говорят, что иногда кинолента больше похожа на документальный фильм, нежели на художественное повествование. Для пущей достоверности режиссер Ли Тамахори решил, что маори будут разговаривать на родном языке – перевод обеспечивается лишь субтитрами. Отдельно можно выделить динамичный монтаж и современную постановку кровавых стычек между племенами.
Режиссер Ли Тамахори рассказывает о фильме На краю земли
«Я наполовину маори, наполовину европеец. Можно сказать, что я объединяю два разных мира. Я часто размышляю о своей двойственной идентичности. Меня воспитали как европейца, быть маори когда я рос – было бесперспективно. Язык и культура маори были в упадке, будущего не было. По мере своего взросления я стал задаваться разными вопросами. Как так случилось, что культура, некогда гордого и воинственного народа, была фактически уничтожена небольшой группой колонизаторов?»
«Сегодня происходит возрождение культуры маори – Новая Зеландия становится двуязычной страной, все чаще и чаще встречаются межрасовые браки. Но до сих пор маори – это наиболее бедная часть населения страны, которую преследует масса проблем, таких как алкоголизм, наркомания, преступность… По закону в Новой Зеландии все равны, однако, реальность совсем другая. Если ты маори, то прав и возможностей у тебя несравнимо меньше, чем у белого населения».
«Молодое поколение вспоминает местные традиции, а самой узнаваемой традицией маори, естественно, являются татуировки на лице – моко. Покрывать татуировками все лицо имеют право только мужчины, женщины же могут делать небольшие татуировки лишь на своем подбородке. Каждая из таких татуировок рассказывает что-то о ее носителе. Моко есть даже у министра иностранных дел Новой Зеландии».
«Сложно прогнозировать, как На краю Земли примут в России. Россия очень большая и многонациональная страна. Я был в Москве в 2002 году, когда мы снимали Джеймса Бонда – это был недолгий рабочий визит. Но я много изучал историю России, смотрел русское кино – почти всегда это мрачные и фантастические истории о выживании. Я еще побывал в Санкт-Петербурге и был потрясен тем, как его жители почти 900 дней блокады боролись за жизнь своего города. Я бы очень хотел снять масштабную картину об этом, осталось только найти деньги».