Биомеханика – если тебя попросят описать этот стиль, что ты ответишь? Скорее всего в голове возникнет натюрморт из механизмов и шестерёнок, обнаженных разорванной кожей, причем непременно в серо-коричневых тонах и желательно гипер-реалистично выполненных (это если с мастером повезло). Если же ты знаешь о биомеханике чуть больше, то второй картинкой возникнут Чужие (да-да, те самые из Голливуда) с мощными выступающими позвоночниками и выдвижными лицами-матрешками, созданные великим художником Хансом Гигером, автором этих знаменитых космических богомоло-моллюсков.
В обоих случаях ты прав – это классическая биомеханика и именно с этих образов начинался стиль. Татуировщиков 80-х годов, как и весь мир тогда, захватила волна техно-фантастики, которая обильно сыпала из экрана фильмами Звездные войны, Робокоп, Терминатор, Безумный Макс, Бегущий человек, Хищник и тот самый Чужой. Это была волна взглядов в ближайшее и весьма вероятное будущее – развитие технологий на тот момент уже позволяло воображать человеко-подобных роботов и кибер-людей, органических пришельцев и техногенных трансформеров. Развитие науки и технологий открыло новый источник вдохновения для многих творческих деятелей, не обойдя и тату-мастеров.
Вдохновленные фантастическими сюжетами, авторы первых тату-работ в биомеханике выполняли их преимущественно темными, в оттенках серого или вообще одноцветными. Причина этого – монохромность и мрачность картин Гигера, взятого за первоисточник, а также некая серость самого фантастического кинематографа тех времен – ещё не придумали сверхъяркий экран монитора и качество HD, да и в целом – мир выглядел менее насыщенно, чем сейчас.
Сейчас мы видим мир ярко как ни одно из поколений прежде – всему виной технологии и развитие, расширение границ восприятия и новые возможности человека. Это сказалось и на татуировке – новые техники, формы, сюжеты. Несмотря на то, что сегодня многие по-прежнему понимают биомеханику как классические серые шестерёнки под кожей, подход к этому стилю у ряда мастеров изменился кардинально, перезагрузив и аудиторию, и поклонников стиля с любителей металла на ценителей техничных футуристичных форм. Мастера исповедующие подобное видение есть и в России, например – питерский татуировщик и иллюстратор Александр Шолохов.
«До определенного момента я не воспринимал биомеханику как что-то интересное и эстетичное – меня не привлекали серые мёртвые формы. Однако, пожалуй, я слишком увлечен идеей интерпретации ближайшего будущего, в котором технологии органично вживлены в плоть и являются логичным результатом развития человека в техногенном мире. И это увлечение неизбежно отразилось на моих работах. Мой биомех – это кибер-руки, носители которых не фрики кибер-панки, а вполне обычные современные люди, которым интересен футуристичный дизайн, не обремененный символическим смыслом. Это яркие палитры цветов, техничные формы, необычные детали».
«Многие клиенты, глядя на мои работы, удивляются, что это называется биомеханикой – ещё сильно влияние стереотипа. Они ожидают шестерёнки – а выходят от меня с кибер-латами. Ведь многие мои работы берут начало в японской анимации – образ кибер-самурая, пожалуй, один из моих любимых. Подобную идею кибер-человека я нахожу как неизбежное будущее, которое вполне успеет застать и мое поколение – своими работами я могу приблизить – это будущее для тех, кого оно вдохновляет также, как и меня».