Не может не радовать, что российские ученые признают очевидный факт, что татуировки являются неотъемлемой частью истории многочисленных коренных народов России, которые и сейчас населяют территорию страны. В государственных музеях выставляются тату-артефакты, десятки лет хранившиеся в запасниках, а историки получают государственные гранты на тату-исследования. Ведь только подумайте, татуировки чукчей (коренной народ крайнего севера, за свое спокойное и мудрое отношение к жизни высмеянный в советских анекдотах) насчитывают историю более чем 13 тысяч лет! Конечно, можно озадачиться вопросом – зачем выделять деньги на подобные исследования, ведь их характер является исключительно прикладным. Ответом послужит примерно следующее – подобными интересами человек и отличается от животного, которого волнует лишь потребности питаться и размножаться.
В 2011 году доктор исторических наук Северо-Восточного государственного университета, что в Магадане, Ирина Понкратова составила заявку на научное исследование под названием Древние татуировки Северной Пацифики: происхождение, функции, семантика. Заявку одобрили, деньги выделили, работу провели, татуировки чукчей и других народов Дальневосточного федерального округа изучили, в конце 2023 года результаты были опубликованы. Данное исследование стало победителем профильного конкурса.
Результаты исследования
Главный выводом стало то, что история татуировок Дальнего Востока существуют более 13 тысяч лет, как уже было сказано, и являются одной из основных составляющих культуры местного населения. Об этом свидетельствует, что практически все древние маски из кости и дерева украшались в точности также, как украшают и по сей день свои лица народы Северной Пацифики. Об особо уважительном отношении к татуировке говорит то, что найденные тату-инструменты, изготавливаемые преимущественно из костей животных, являются уникальными образцами декоративно-прикладного искусства.
Отдельно был изучен состав красящего пигмента, частицы которого удалось извлечь с режущих и колющих кромок тату-инструментов. Выяснилось что древние тату-мастера для изготовления тату-краски применяли две технологии: в одном случае – краской служила железистая глина; в другом – железная руда, прошедшая термическую обработку. В обоих случаях основой тату-краски являлся животный жир.
Татуировками украшали лицо, в основном щеки и подбородок, внешнюю сторону предплечий, а также спину и ноги. Что же касается значений, то они ничем не отличались от значений, которые придавали татуировкам народы жившие за десятки тысяч километров от нашего севера. Татуировки чукчей совмещали в себе как эстетический характер, так и функции оберега от злых духов, демонстрацию социального статуса и медицинско-терапевтическое действие. Боли в суставах и прочих частях тела лечили татуировками, в точности также, как это делал Ледяной человек Эци, мумию которого нашли в швейцарских Альпах. Что характерно, подобная иглотерапия действительно может помочь.
Ученые утверждают, что традиция нанесения татуировок у народов крайнего севера не умерла! К счастью, ее не удалось уничтожить ни коммунистам, ни христианам. Тенденция снизилась, но и сейчас чукчи, алеуты, коряки, камчадалы, ительмены, эвены и прочие народы Северной Пацифики, которых насчитывается несколько десятков, готовы украшать себя традиционными татуировками, которыми украшали себя их предки. «В наших планах выпуск монографии, представляющей из себя каталог тату-сюжетов и их значений. Надеюсь, что получится надежный источник для тех, кто заинтересован темой культуры северных народов», – рассказывает о перспективах руководитель проекта Ирина Понкратова.