Дмитрий Бухров – художник, татуировщик, организатор выставок. Одним из самых заметных его арт-проектов в области искусства и тату-культуры, является проект под названием Без Страховки. Его живопись – это то, что искусствоведы называют термином наивное искусство, а иные – «я бы то же так смог, если бы захотел». Так или иначе, он один из самых востребованных российских мастеров в области традиционной татуировки, а его живопись присутствует в коллекциях и галереях по всему миру.
Рисовал я всю жизнь. Профильного художественного образования не получал, но считаю себя учеником Давида Соломоновича Хайкина – это очень известный иллюстратор на картинках которого выросло не одно поколение детей. В конце 80-х годов прошлого века я узнал, что есть такое искусство, как татуировка. Попробовал что-то делать сам – понравилось. Понял, что мне это близко, что этим заниматься интересно. В какой-то момент стало отчетливо ясно, что нужно становиться профессиональным художником и профессиональным татуировщиком. Это значит, что нужно было посвятить себя исключительно этим двум занятиям, больше ничему. Ведь татуировка – это не бунт, татуировка – это жизнь!
Меня называют художником, который работает в жанре наивного искусства, но что это такое я, честно говоря, и сам затруднюсь ответить. Это скорее вопрос к искусствоведам. Вообще: дело художника – рисовать; а дело искусствоведа – объяснять, как он это делает. Иногда путают наивное и примитивное искусство. Примитив – это когда художники, имеющие классическое образование, решают, что визуальные формы мира просты и примитивны. И, соответственно, начинают рисовать так же. А наивисты, не имея представления о перспективе, цвете, штрихе, мазке, пытаются что-то, живущее в них, из себя выпустить. Потому что если не выпустить – жить с этим внутри становится невыносимо.
В московском Музее наивного искусства сказали, что у меня в работах действительно наивные построения по форме, но в то же время они совсем не наивны по тематике. Кто-то называет мои работы экспрессионизмом, кто-то – другими терминами. Я не хочу заниматься всеми этими определениями. Я, как Портос – «дерусь просто потому, что я дерусь». Я рисую потому, что я рисую! А наивное оно получается или нет – меня не очень-то и интересует. Ведь коллекционер просто спросит: где я могу увидеть или приобрести твои картины? Он не будет спрашивать: чувак, ты наивный художник или нет? А если я ему отвечу, что я не наивный художник он что, развернётся и уйдёт? Так что все эти термины – удел искусствоведов и тех, кто занимается этим делом профессионально.
Никто не стоит с полосатой палкой, и запрещающий знак не висит. Рисуйте! Пусть цветёт сто цветов! Пусть любой человек в мире возьмёт карандаши и краски! Пусть рисует, и это будет здорово! В мире появится огромное количество разноцветной бумаги. Когда человек рисует – он полностью поглощен этим процессом. У него нет времени на какие-либо переживания, например, насчёт политики или насчет других негативных явлений – он весь в рисовании. Он сидит у себя в домике, работает, выпускает на волю своих цветных птичек. Пусть люди рисуют, пусть считают, что они это могут делать! Кстати, есть даже такое понятие в психиатрии – терапия рисованием.
Да, последнее время, находится огромное количество людей, которые обнаружили в себе непреодолимую тягу к рисованию. По-моему, в этом сейчас и состоит основная проблема наивного искусства. Например, раньше фестивали наивного искусства занимались тем, что представляли творчество наивных художников. А сейчас они вынуждены в большинстве своём заниматься рассмотрением заявок от множества домохозяек, которые решили, что они умеют рисовать. Так и в татуировке. Время воинствующего дилетантизма диктует свои правила. Купил скальпель – значит хирург, купил фотоаппарат – значит фотограф, купил тату-машинку – значит татуировщик.
Что касается традиционной татуировки – я бы не сказал, что это наивное искусство, в большей степени я бы отнёс её к примитивизму. Да, в традиционной татуировке присутствует условность построений, геометрические искажения, но, на мой взгляд – это не наивное искусство. Простота художественных приёмов, за которой стоит глубокая мысль, действительно сближает старую школу татуировки с наивным искусством. Однако в наиве, эта глубина мысли как раз и отсутствует, как мне представляется. Незамутнённая чистота помыслов, помноженная на невероятное желание её донести до окружающей среды… Там всё просто: что вижу (в голове или снаружи её) – то пою! А вот более позднее воплощение олдскула, как раз скрывает важные смыслы, прячущиеся за незамысловатостью художественных приёмов.
Я считаю – профессионально и качественно выполненная татуировка влияет на жизнь человека в лучшую сторону. Наверно существуют примеры и обратного влияния, но я о них не знаю. Может быть, мне о них просто не говорили. Ну не говорили, значит, я и дальше стану считать, что таких примеров не существует. Самые яркие впечатления человек получает даже не в процессе, а после своей первой татуировки. Он выходит на улицу, расправляет плечи, по-другому смотрит на людей, он чувствует себя полным сил, он осознаёт свой подъём на некую невидимую следующую ступеньку.
В реальной жизни, скорей всего, он ни на какую ступеньку и не поднимался, но ведь чувствует себя он именно таким образом. А это чувство – подвигает его на некоторые действия, которые до татуировки он, может быть, и не стал бы делать никогда! Вот и получается, что жизнь носителя татуировки меняется! Можно в эти рассуждения привнести и некую долю мистики: мы приходим в этот мир голыми и чистыми, соответственно и мир на нас смотрит, как на голых и чистых. Меняя свой облик, мы меняем отношение внешнего мира к нам, а следовательно и человек начинает смотреть на мир иначе. Вот на стыке этих двух явлений, что-то и начинает меняется. Да, я уверен, что татуировка влияет на жизнь её носителя, только с условием, если она сделана правильно.