Есть такой открытый интернет-проект, который называется Digital Panopticon – это база данных всех, кто попал под каток британского правосудия в период с 1793 по 1925 годы. Это оцифрованная и тщательным образом каталогизированная документация всех судебных дел того времени, которые были инициированы и доведены до приговора. Среди документов присутствуют подробные описания подсудимых: возраст, рост, вес, цвет глаз, волос и, естественно, особые приметы, среди которых нашли свое место и татуировки! Таким образом, нам представляется уникальная возможность изучить, что же представляли из себя английские криминальные татуировки викторианской эпохи (время правления Королевы Виктории, 1837-1901 годы, королевы Британии, Ирландии и Индии).

Группа британских исследователей обратила внимание на этот факт и решила провести аналитическое исследование в данном направлении. Было проанализировано почти 76 тысяч описаний татуировок, найденных на телах 52 тысяч заключенных. Стоит отметить, что в указанный период было осуждено порядка 160 тысяч человек (80% которых составляли мужчины, а 20% – женщины).
Первым делом, ученые разбили все татуировки на группы: смерть, украшения, национальная принадлежность, правосудие и наказание, любовь, морская служба, религия и так далее. Принцип разделения был примерно следующим: в группу смерть попадали татуировки с изображениями черепа, скрещенных костей, могильной плиты и прочее. Для других групп все происходило по такой же аналогии. Далее были построены графики и диаграммы, представляющие из себя зависимость разных факторов. Анализируя эти графики удалось сделать ряд весьма интересных выводов.

Первый вывод был сделан незамедлительно: примерно одна треть осужденных имела татуировки и называть их исключительно криминальными было бы неправильным. Ибо большинство из таких татуировок были сделаны задолго до того, как их обладатель попадал в лапы закона. Описания этих татуировок находили место в личных делах заключенных лишь в момент первого осмотра преступника. Соответственно, в данном случае говорить о некой культуре криминальной татуировки несколько неуместно. Среди жителей Британской Империи времен Королевы Виктории татуировка была распространена на уровне модного тренда, без какой-либо привязки к миру преступников.

«Якоря, русалки, звезды и созвездия, инициалы дорогих сердцу людей, декоративные точки, оружие, разные животные, флаги, обнаженные фигуры – все это мы могли бы видеть на телах простых жителей Британии XIX века. Изначально, так называемые, криминальные татуировки никак не были связаны с криминальным миром! Это были символы, выражающие эмоции и привязанности к чему либо», – комментируют ведущие специалисты исследования Роберт Шумейкер и Зоя Алкер.

«Анализируя разные данные в зависимости от времени можно сказать определенно: татуировка во времена Викторианской Британии была одним из направлений моды, которое все больше и больше находило распространение, а вместе с этим и принятие обществом. Татуировки – это уникальная возможность узнать, чем жили люди прошлого, что им было по-настоящему дорого», – делятся своими открытиями ученые.

Одним из доказательств того, что татуировки были модным трендом того времени может являться цитата из статьи о татуировках популярного в прошлом журнала British: «Даже самые утонченные леди не смогут пожаловаться на боль, которую возможно испытать в процессе нанесения татуировок». Также стоит отметить, что татуировка была распространена в равной степени среди всех слоев населения: начиная с рабочего класса, заканчивая особами королевской семьи. Фактом является то, что Георг V в 1881 году находясь в Японии, привез оттуда сувенир – татуировку дракона, а Эдуард VII примерно в тоже время сделал себе иерусалимский крест, будучи в паломничестве к святым местам. В связи с этим можно вспомнить и Короля Дании Фредерика IX, которого его подданные прозвали не иначе как Татуированный Король, пусть и обзавелся он своими татуировками уже за пределами периода называемого викторианским.

Одна из самых часто встречающихся татуировок, которые можно назвать криминальными: пять точек (один и четыре угла) – это символизирует заключенного в тюремной камере. Однако, это трактование можно подвергнуть определенной критике. Ибо известность такая татуировка получила благодаря банде под названием Сорок Разбойников, которая орудовала в 1820-х годах в разных районах Лондона. Каждый член этой банды носил между большим и указательным пальцем пять точек. Но фактом остается то, что такая татуировка существовала и до того момента, как стала известна банда Сорока Разбойников. Интересно, что эта татуировка, пройдя сквозь время, смогла стать частью тюремного языка и российских заключенных.
Благодаря этому исследованию мы имеем возможность проследить когда и какие именно изображения пользовались наибольшей популярностью среди любителей татуировок того времени. Можно сказать определенно, что морская и религиозная тематика были превалирующими. Глядя на графики и диаграммы, построенные учеными, можно выявить еще много интересных фактов: как менялось со временем отношение к татуировке у разных полов, у кого она пользовалась наибольшим спросом и так далее.

Но главный вывод, который сделали британские исследователи – это то, что татуировки викторианской эпохи никак нельзя рассматривать, как знаки принадлежности к криминальному миру! И обозначали они лишь одно: чувства и привязанности данного конкретного человека, в подавляющем большинстве исключительно в позитивном смысле. Лишь спустя время, в начале XX века, когда татуировка окончательно закрепилась в местах лишения свободы, она стала неотъемлемой частью преступной и уголовной среды. Можно сказать, что эта самая уголовная среда их и дискредитировала. Криминальные татуировки черпают свою историю лишь в модном явлении середины и конца XIX века. И никак не наоборот!