«Я очутился в мире татуировщиков благодаря своему другу Кириллу Тотаю, который в 2002 году втянул меня в авантюру под названием Первый фестиваль татуировки в Санкт-Петербурге», – рассказывает о себе Денис Васюков, владелец сети тату-студий Барака, до определенного времени неотъемлемый участник команды организаторов всех тату-фестивалей, проводимых в Северной столице.
После первых тату-фестивальных опытов, совместными усилиями друзей, которыми в большинстве своем как раз и были организаторы тех самых фестивалей, открылась легендарная для своего времени тату-студия Экстрим Арт, которой Денис Васюков успешно руководил порядка семи лет, начав свой путь в качестве администратора. Кстати, одним из учредителей этой студии была Ольга Назимова – сегодняшний организатор ежегодных тату-фестивалей в Москве и Санкт-Петербурге.

Решив не останавливаться на достигнутом, возник вопрос – что делать дальше? Пришла мысль открыть филиал Экстрим Арт, но в силу разных подталкивающих к этому обстоятельств вектор развития был направлен на свой собственный проект, которым стала первая студия татуировки Барака. «Студия татуировки – это совсем малый бизнес, и чтобы получалось что-то более-менее серьезное, нужно открывать несколько студий», – благодаря подобным рассуждениям на момент данной публикации в Санкт-Петербурге под брендом Барака функционирует четыре студии татуировки.
«Я ушел из Экстрим Арта, прихватив с собой много-много опыта относительно того как функционирует студия татуировки. Снял маленькое помещение аж на Невском Проспекте и начал строить свою собственную студию. С того времени оно несколько расширилось, претерпело не один ремонт, но в целом – это все та же тату-студия, которая была открыта в 2009 году. Когда становится понятно как работает одна студия, закрадывается мысль – а не открыть ли вторую, третью, четвертую», – так и произошло. Из этого следует, что Денис Васюков – человек, который о бизнесе тату-студий знает все, или почти все – как минимум. Что же это значит быть владельцем сети студий татуировки? Читаем и впитываем!
Стоит ли в наши дни открывать новые тату-студии на фоне глобального перенасыщения рынка тату-услуг?
«Когда я открывал студию Барака в 2009, это был самый благоприятный момент для подобного решения. Волна спроса была на максимальном уровне, а конкуренция и понимание как это все работает у потенциальных конкурентов – на минимуме. Ситуация была идеальной – бери и делай!»
«Самый плохой этап, в контексте работы отечественных тату-студий, был где-то за пару лет до коронавируса. Тогда периодически начали звучать заявления, что татуировка перестала быть трендом, да и предложение стало многократно превышать спрос. В то время только совсем ленивый не открыл свою тату-студию, а вот желающих делать татуировки действительно поубавилось. В этот же момент пошел отток людей из тату-профессий, потом – ковид, потом – все остальное, и количество студий татуировки уменьшилось».

«Подобные процессы – волнообразные: то хорошо, то плохо. Необходимо их понимать и предугадывать, но самое интересное в том, что они ничего не меняют. Если ты что-то делаешь на протяжении десятка лет, то ты в любом случае продолжаешь делать то, что делал. Иногда получая больше, а иногда меньше, но при игре в долгую, ты в любом случае будешь в плюсе и не останешься без плодов своих усилий».
Тем не менее, если бы к вам кто-то пришел и спросил: стоит ли сегодня открывать тату-студию? Что бы на это Вы ответили?
«Если бы кто-то сказал: Денис, вот тебе мешочек денег, открой нам тату-студию и сделай так, чтобы она приносила прибыль, я бы очень сильно задумался и, скорее всего, отказался бы. Я очень хорошо знаю, что это весьма хлопотное занятие, да и прогнозировать сколько усилий, а также финансовых затрат потребуется, я тоже не могу, а посему и успеха не могу гарантировать».
«Это лишь мое личное мнение, я ни в коем случае не собираюсь ломать крылья чьей-то мечте. Однако, нужно очень хорошо понимать: чтобы ввязываясь в подобный проект, помимо финансовых вложений, нужно обладать определенной экспертностью в контексте тату-бизнеса, связями, пониманием многих вопросов. Если вы обладаете всем этим, то вы ни спрашивать, ни слушать ни кого не будете, просто, откроете свою студию да и все. А если кто-то сидит и размышляет: Какой бы новый бизнес мне открыть? И вдруг этот кто-то решает открыть тату-студию, потому что он недавно себе сделал пару татуировок, в данном случае я точно не рекомендую заниматься этим».
Соответственно, Вы считаете что нельзя заниматься тату-бизнесом не имея непосредственного отношения к татуировке?
«Любой человек наделенный коммерческим талантом, коммерческой жилкой, в принципе, может открыть тату-студию и даже вывести ее в плюс. И таких примеров существует определенное количество, ибо такому человеку все равно: торговать апельсинами, услугами парикмахеров или татуировками. Механизм бизнеса, в целом, везде похож. Но дело в том, что именно благодаря своему коммерческому таланту и умению считать, этот человек не станет связываться с тату-бизнесом и выберет себе более прибыльное направление».

«Периодически мы видим каких-то залетных персонажей, которые очень уверены в своих силах, в своем коммерческом таланте. Они окончили какие-то бизнес-школы и пытаются свои знания применить на практике игрушечного по своим масштабам тату-бизнеса. Они искренне уверены, что до них все делалось неправильно и только они обладают знаниями, которые позволят взлететь на вершину тату-бизнеса. Интересно за ними наблюдать со стороны, оценивать масштабы их финансовых вложений, слушать их громкие заявления… Все это бурлит, потом булькает, а потом затихает».
Как открыть студию татуировки? Каков краткий алгоритм?
«Этот алгоритм будет ровно такой же, как для любого бизнеса в сфере услуг. Первое – это помещение, я бы сказал, что не менее 50 квадратных метров. Если хотите совсем серьезно зайти в этот бизнес – от 150 до 200 квадратов. Помещение должно быть удобным для ваших мастеров, а также для ваших клиентов. Это значит что оно должно быть в пешей доступности от станции метро, и не находиться в какой-то периферийной заднице».
«Далее – делается ремонт, покупается мебель. Параллельно набираете классных мастеров, они почему-то должны решить работать именно с вами, заинтересуйте их каким-то образом. Либо самостоятельно, либо с привлечением специалистов, естественно – за дополнительные деньги, занимаетесь рекламой – делайте так, чтобы в вашем свеженьком салоне появились клиенты. Также не забываем про медицинские нормы и разбираемся в необходимой документации».
Как найти хороших татуировщиков и клиентов для них?
«Я сижу у реки и эта река периодически мне приносит тех, кто хочет со мной работать. Эта же река некоторых уносит. Естественно, когда река кого-то уносит, приходится задействовать какие-то ресурсы для поиска: в основном – свои собственные сообщества, иногда – фестивальные чаты, объявления в сообществах татуировщиков и прочее».

«Ищите в информационном поле то место, где тусуются татуировщики и кричите туда: Мы новая, самая классная в мире студия, нам нужны татуировщики, приходите к нам работать! А чем вы их заинтересуете – это уже отдельный разговор. Основной завлекалкой в этом случае является гарантия, что у ваших мастеров стабильно будут клиенты, но для этого, как я уже говорил, нужно заниматься рекламой. Естественно, что хорошая реклама – это хороший бюджет».
«Когда я открывал свою первую студию, я лично, самостоятельно, долгими зимними вечерами вручную рассылал приглашения в свое ВК-сообщество. Этим же занимался весь мой коллектив, на тот момент состоявший всего из двух человек. Бюджета не было никакого вообще, поэтому использовалось то, что только можно было использовать. Всегда есть какие-то способы, всегда можно отсутствие бюджета компенсировать терпением и трудом».
Как наладить дисциплину в тату-студии и избежать ее нарушения со стороны сотрудников?
«Делюсь весьма ценной информацией: желание наладить в тату-студии излишнюю дисциплину все погубит. Дисциплина должна быть на минимальном уровне обязанностей мастера: не опаздывать на сеанс; нарисовать эскиз вовремя; вежливое общение с клиентами. В общем – это какие-то очевидные вещи на уровне взаимодействия с заказчиком».
«Мастера татуировки, в большинстве своем – это люди взрослые и сформировавшиеся, они уже имеют некую степень самостоятельности. Когда-то они испытали романтический импульс и решили стать татуировщиками, вместо того, чтобы как все где то-работать. Они все хотят свободы – чтобы над ними никто не давлел. В этом случае задача директора тату-студии достаточно простая – дать мастеру организованное место, где ему будет комфортно работать. И, естественно, нужно дать им поток клиентов. А организовывать какую-то супер-дисциплину – совсем не нужно».

«У мастеров есть прекрасная мотивация – им нужно сделать качественную татуировку и получить за это деньги. Директору студии нужно тоже самое – вы сходитесь в целях! А если мастер вместо того чтобы прийти на сеанс, решил побольше поспать, то просто не нужно с ним работать. Значит этот мастер не хочет делать татуировки и зарабатывать деньги».
«Я не собираюсь оказывать какие либо воздействия на личность человека, не делал этого никогда и не собираюсь делать. Такие воздействия – бессмысленны, людей менять долго, сложно, да и не нужно. Концепция дисциплины в тату-студии очень простая – мы вместе делаем одно дело, в противном случае, мы вместе не работаем. Сотрудничество с мастером подчиняется двум условиям – взаимоуважение и общий коммерческий интерес. Если одно из условий провалено, то у вас ничего не получится, какую бы дисциплину вы не старались наладить».

«Я могу, конечно, и лично раздать люлей за какой-то, например, оставленный мастером беспорядок. Но для этого у меня есть управляющие. Я сам человек, не переносящий какого либо давления извне. Мой принцип – не делай того, чего не хотел бы, чтобы делали с тобой. Посему, я не буду ни на кого давить. Но если вдруг мне с человеком станет работать дискомфортно, то мы расстанемся. Незаменимых у нас нет! Также и я не являюсь незаменимым, на мне и на студии Барака свет клином не сошелся. Кто-то не сработался со мной, но за-то у него все получилось в другом месте – и это прекрасно!»
Возможно ли управлять тату-студией или сетью студий дистанционно?
«Сейчас масса инструментов, которые позволяют это делать – интернет, видеосвязь, облачные сервисы и прочее… Думаю, что такое вполне возможно. Но лично я действую по старинке – предпочитаю свое физическое присутствие, нужно приезжать в студии, вдыхать этот воздух, общаться с людьми».
«Я однажды уехал на полгода в Индию. Благодаря моему другу и соратнику, на которого я мог все оставить, у меня была возможность отсутствовать такой длительный срок. Я периодически звонил ему и спрашивал: Как у нас дела? Он отвечал: Нормально! Так и прошли полгода моего дистанционного управления. Приехал обратно, а без меня даже вроде-как и лучше стало».
Может ли тату-студия Барака дать франшизу на открытие одноименной студии в другом городе?
«Если бы нашелся кто-то в Москве, кому бы понравился мой подход к ведению дел, идеология которую я разделяю, наше визуальное оформление, условия которые я выставлю, то я был бы счастлив открыть студию Барака в Москве! К нам в Питер за татуировками достаточно часто ездят из Москвы – у нас много московской публики. Получается интересная ситуация: половина всей пиар-движухи, которую мы наводим в Питере, улетает в Москву, а нас там нет… Я бы давно открылся в Москве, но я не могу себе позволить жить на два города, можно сказать, по семейным обстоятельствам. Если бы нашелся надежный деловой партнер, который бы занялся московским проектом Барака, я уверен – из этого могло бы что-то получиться!»

«Правда, есть обратная сторона у такой идеи. В тату-бизнесе классическая франшиза не является рабочей. Когда говорят: Вот тебе модель бизнеса, название, какая-то поддержка и давай-ка плати мне за это все деньги – такое работать не будет! На начальном этапе подобный подход может кому-то помочь, но рано или поздно он скажет – дальше я все буду делать сам без необходимости платить владельцу франшизы часть своей прибыли. Насколько я знаю, все подобные франшизы в татуировке, о которых иногда очень много говорят, заканчивались именно таким образом. Если ты достиг определенного уровня, вопрос приходит сам собой: Зачем тебе платить кому-то лишь за название?»
«В подтверждении моих слов – была студия Барака, открытая по франшизе в городе Смоленск. Она уже не существует, но это был исключительно положительный опыт! Это был очень талантливый коллектив мастеров, они решили что хотят называться Барака, им было по кайфу общаться с нами, участвовать в фестивалях. Но спустя примерно год, они пошли своим путем».
Какие задачи выполняет директор тату-студии?
«Моя основная задача – это общаться со своими сотрудниками и понимать, насколько ровно идет процесс. К сожалению, сеть тату-студий не всегда работает как швейцарский часы, периодически что-то где-то да случается. Это что-то требует моего личного вмешательства».

«Иногда бывают спорные ситуации с клиентами. Редко, но случаются недовольства с их стороны. Обращаясь даже в самую крутую тату-студию, человек никогда не застрахован от каких-то недопониманий со стороны мастера или от каких-то технических нюансов. Естественно, что мы стараемся с помощью своих знаний и опыта свести количество таких ситуаций к минимуму. Но если что-то пошло не так, как правило, такой ситуацией занимаюсь я лично. И, конечно, стараюсь привести ее к завершению, когда наш клиент доволен нашей работой и не имеет каких-либо претензий. Так же на мне целый ряд вопросов по всяческим внешним взаимодействиям, юридическим и бухгалтерским, в которых к счастью, помогают опытные специалисты».
«Иногда бывают какие-то внутренние разногласия в коллективе. Татуировщики – люди импульсивные и творческие. В этом случае нужно заниматься урегулированием спорных ситуаций. Приходится принимать решения: может быть кого-то переводить из студии в студию, а может быть и расставаться с кем-то».
Какую самую странную, нелепую или сложную задачу Вам приходилось решать?
«Я даже не знаю что ответить… Возникающие проблемы, совсем не интересные. Такие как, например, проблемы с канализацией, которые пришлось решать совместно со службами ГУП Водоканала. Другое дело – то что иной раз происходило на тату-фестивалях, это отдельная песня, там много чего смешного и нелепого происходило!»

«Было довольно смешно, когда в манеж кадетского корпуса, где проводился один из тату-фестивалей, входил взвод ОМОНа, а я бежал перед ними и, наверное, пытался их остановить. Сами понимаете – более бесперспективного занятия, чем останавливать взвод ОМОНа не существует. Просто, в соседнем здании должен был ужинать вместе со своими высокопоставленными гостями губернатор Санкт-Петербурга. К нам сперва пришли люди в черном и очень вежливо, но убедительно сказали, что ваше мероприятие сегодня заканчивается не в 22:00, как мы планировали, а в 19:00. Мол, посетители вашего мероприятия резко контрастируют с тем, что должен видеть губернатор. Мы на это не забили, но мероприятие свернуть не успели. Все произошло ровно так, как было сказано. Ровно в 19:00 в зал, чеканя строевой шаг, вошел взвод ОМОНа, а я бежал перед ними, размахивал руками и что-то пытался объяснить. В тот день мероприятие закончилось в 19:00».
Какими качествами должен обладать директор тату-студии?
«Человеколюбием и здоровым пофигизмом. Вы должны хотеть делать людям красиво и должны получать от этого позитивные эмоции. Вы должны не просто продавать людям татуировки, а должны получать удовольствие от того, что продаете им что-то хорошее, что приносит им радость. Не нужно быть безразличным к этому процессу».
«А здоровый пофигизм – это понимание, что студия татуировки – это не какая-то фирма, где все держится на корпоративных правилах и тотальном контроле процессов. Нужно уметь что-то отпускать. Не нужно насиловать никому мозг, тем более там где этого можно вообще избежать. Помните, что основной единицей в студии татуировки являются татуировщики, а это те, кто имеет очень тонкую душевную организацию».